Концептуальные принципы и закономерности технологии спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интеграции «школа – СПО – вуз»

Концептуальные принципы и закономерности технологии спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интеграции «школа – СПО – вуз»

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Исмиянов1
Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Готовцев1
Л.Д. Рыбина2
1Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча
2Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Цель исследования – создание оптимальных условий для спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот в условиях интегративного образовательного комплекса школа – профессиональное образование (далее – «школа – СПО – вуз»).
Методика и организация исследования. Для постановки конкретной цели построения технологии в качестве научно-методологической основы были использованы основные источники создания системы: социальный заказ общества и государства на повышение результативности комплексной реабилитации, личностного развития и воспитания обучающихся сирот в системе СПО и вуза; объективных потребностей спортивного воспитания и социализации обучающихся сирот на современном этапе; педагогический опыт личностной подготовки обучающихся сирот к профессиональной деятельности; уровню формирования личностных качеств и социальной адаптации; практический опыт личностной подготовки обучающихся сирот в условиях перехода из общего в профессиональное образование.
Результаты исследования и выводы. В рамках исследования авторами разработаны теоретико-методологические принципы, закономерности организации системы спортивного воспитания и социализации как составной части комплексной реабилитации, психофизической подготовки (ПФП) и социальной адаптации в условиях интеграции «школа – СПО – вуз».

Ключевые слова: интеграция общего и профессионального образования, спортивное воспитание и социализация, психофизическая подготовка, обучающиеся сироты.

Литература

  1. Байер Е. А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-­сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: монография / Е. А. Байер, И. Б. Павлов. – Азов: АзовПечать, 2012. – 648 с.
  2. Исмиянов В. В. Проблемы развития физического и психологического здоровья студентов-­сирот в современной системе физического воспитания / В. В. Исмиянов, Т. О. Преин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 11 (165). – С. 126–130.
  3. Исмиянов В. В. Технология постинтернатного сопровождения студентов-­сирот в процессе физкультурно-­спортивного физического воспитания / В. В. Исмиянов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 1 (167). – С. 127–129.
  4. Колмакова Т. С. Психофизиология девиантного поведения как со­циа­льно-­психологическая проблема / Т. С. Колмакова, М. В. Горбанева, Е. А. Байер // Сборник: Педагогика и психология в современном мире. Матер. всероссийской науч.-практ. конф. молодых ученых аспирантов, магистрантов и студентов. – 2020. – С. 345–349.
  5. Лубышева Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская, А. А. Передельский и др. – М., НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». – 2017. – 200 с.