Влияние режима сна на здоровье и работоспособность студентов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук С.П. Шепель1
Е.Ю. Внукова1
С.Б. Маврина1
Ю.В. Круглова1

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва.

Цель исследования – вывить влияние сна на здоровье студентов на основе социологического анализа.
Методика и организация исследования. Анализ научно-методической литературы, социологический опрос и анкетирование студентов экономического вуза, обобщение, анализ и синтез полученных данных. Статистический анализ проводился на выборке студентов 1-3 курсов экономического вуза в количестве 576 чел.
Результаты исследования и выводы. Полученная в ходе социологического исследования картина статистически представляет отношение студентов 1–3-го курсов к режиму дня и сна. Подтвердилась гипотеза нарушений сна студентов. Из 576 опрошенных студентов высыпаются только 12%. Примерно 65% студентов склонны ложиться спать после 12 часов ночи, что способствует недосыпанию. Субъективная продолжительность сна примерно у 60% соответствует норме 7-9 ч, но при этом бессонницу испытали на себе 63% опрошенных. Гигиену сна выполняют около 40% студентов, отключение гаджетов на ночь осуществляют 30%. Проведенным опросом удалось пробудить интерес к теме сна: около 42% опрошенных хотели бы получить компетентные рекомендации по организации сна, более 30% задумались о своем сне. Отмечена связь между нарушениями сна и предпосылками получения впоследствии ряда симптомов: «синдрома недостаточного сна», раскрывающего «ворота» к зарождению рисков заболеваний, негативного влияния на функции мышления, настроение, общение, обучение, повышения артериального давления, рисков сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, снижения работоспособности. Даются рекомендации комплексного подхода к модификации образа жизни и формированию здорового типа поведения: соблюдать суточные ритмы (учет циркодианных биоритмов организма) для качественной выработки мелатонина и кортизола; соблюдать режим труда и отдыха в течение бодрствования, отдавая предпочтение смене видов деятельности; учитывать режим питания, качество продуктов и объем потребляемой пищи; исключать из рациона «мусорную» и возбуждающую еду; следить за электромагнитным излучением и соблюдать «информационную» тишину от гаджетов; регулировать режим физической активности и своевременного ментального восстановления и отдыха.

Ключевые слова: нарушения сна, образ жизни, работоспособность, гигиена сна, режим дня.

Литература

  1. Алешина Т. Е. Влияние сна на здоровье и работоспособность школьников / Т. Е. Алешина // Сб. статей Международной научно-­практической конференции «Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы», Уфа. – 2017. – С. 105–109.
  2. Амен Дэниэл Дж. Полюби свой мозг. Как превратить свои извилины из наезженной колеи в магистрали успеха / Дэниэл Амен; [пер. с англ. К. Савельева]. – М.: Эксмо, 2020. – 448 с.
  3. Ахтямов И. Ш. Китайская хронопунктура с позиций прикладной кинезиологии (теория и практика) / И. Ш. Ахтямов, И. С. Пальцева // Часть 2. Практические аспекты. – М.: ФГУ ФНКЭЦ ТДМЛ Рос­здрава, 2011. – 596 с.
  4. Бредесен Д. Нестареющий мозг: глобальное медицинское открытие об истинных причинах снижения умственной активности, позволяющее обрести ясность ума, хорошую память и спасти мозг от болезни Альцгеймера / Д. Бредесен; [пер. с англ. Л. Н. Мироновой]. – М.: Эксмо, 2021. – 304 с.
  5. Бузунов Р. В. Неинвазивная респираторная поддержка при расстройствах дыхания во сне. Монография / Р. В. Бузунов. – М., 2018. – 312 с.
  6. Калинкин А. Л. Нарушения сна – факторы и маркеры артериальной гипертензии у молодых лиц с нормальной массой тела / А. Л. Калинкин, А. С. Сорокин // Российский кардиологический журнал. – 2021. – Т. 26. – № 4. – С. 26–31.
  7. Ковальзон В. М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрстование–сон» [Электронный ресурс] / В. М. Ковальзон. – 4‑е изд. (эл.). – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 274 с.). – М.: Лаборатория знаний, 2017. – Систем. требования: Adobe Reader ХI; экран 10”.
  8. Ковров Г. В. Дневная сонливость и когнитивные расстройства в пожилом возрасте / Г. В. Ковров, А. В. Медведева, А. В. Аронсон и др. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2020. – № 120 (1). – С. 96–102.
  9. Макаренкова Т. И. Особенности занятий со студентами специальной медицинской группы в рамках учебных занятий / Т. И. Макаренкова и др. // Журнал: известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт: Изд-во: Тульский государственный университет. – 2018. – № 1. – С. 107–114.
  10. Осипенко Е. В. Сон и его влияние на голос / Е. В. Осипенко, О. С. Орлова и др. // Журнал «Специальное обозрение». – 2021. – Т. 61. – № 1. – С. 151–166.
  11. Пигарев И. Н. Долгий и трудный путь к пониманию назначения сна. Этап до эпохи появления электрофизиологии / И. Н. Пигарев, М. Л. Пигарева // Журнал неврологии и психиатрии. – 2017. – № 4, вып. 2. – С. 91–97.