Цифровой инструмент оценки функционального состояния студентов

Цифровой инструмент оценки функционального состояния студентов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Шутова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.О. Рыбакова2
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Колотильщикова1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.П. Окулова3
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Чайковская академия физической культуры и спорта, г. Чайковский
3Филиал Удмуртского государственного университета в городе Воткинске, Воткинск

Цель исследования – выявить функциональное состояние студентов экономистов, строителей и обучающихся физкультурного вуза, используя цифровой инструмент – «Онлайн-калькулятор функционального состояния и индекса массы тела».
Методика и организация исследования. В эксперименте использовалось мобильное приложение в виде онлайн-калькулятора для оценки функционального состояния обучающихся разных профессий: а) строительный университет (НИУ МГСУ, Москва), из них 115 юношей и 85 девушек; б) экономический университет («РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва), юношей – 118, девушек – 123; в) физкультурный вуз (Чайковская академия ФКиС, г. Чайковский), юношей – 55, девушек – 58 (февраль-май 2022 г.).
Результаты исследования и выводы. Значения показателей функционального состояния в покое обучающиеся физкультурного вуза значительно не превосходят аналогичные показатели студентов-экономистов и строителей: результат достоверно выше по пробе Штанге и частоте сердечных сокращений (ЧСС). Девушки, обучающиеся в физкультурном вузе, показали результат достоверно выше в ЧСС и уровне регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС), а также жизненной емкости легких (ЖЕЛ), жизненном индексе и циркулярно-респираторном коэффициенте по сравнению с девушками экономического вуза. Результаты экономистов несколько ниже по сравнению с другими группами.
Таким образом, цифровой инструмент в виде онлайн-калькулятора позволяет оперативно и интерактивно обеспечивать пользователей объективной информацией для планирования, контроля физической нагрузки, выбора средств физической культуры и спорта на учебных и внеучебных занятиях.

Ключевые слова: функциональное состояние обучающихся разных специальностей, цифровое сопровождение ФК, онлайн-калькулятор, студенты.

Литература

  1. Антонова И. Н. Исходный уровень физической подготовленности и реакции сердечной мышцы на физическую нагрузку студентов первого курса / И. Н. Антонова, Т. Н. Шутова, А. В. Носова и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11 (177). – С. 21–25.
  2. Белецкий С. В. Цифровое сопровождение дистанционных занятий по физической культуре и спорту в вузе / С. В. Белецкий, Т. Н. Шутова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 2 (192). – С. 25–29.
  3. Шутова Т. Н. Цифровой подход в организации физической культуры и спорта в вузе / Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко, И. В. Орлан и др. // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 3. – С. 12–14.
  4. Шутова Т. Н. Онлайн-­калькулятор в диагностике функционального состояния и индекса массы тела / Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко, Н. Ю. Дрейко и др. // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 7. – С. 23–25.
  5. Masi E., James E. Peterman, Leonard A. Kaminsky. The Health Benefits of a Pedometer ‑Based 100,000 Steps. Journal of Science in Sport and Exercise. 2019. Vol. 1. № 2. рp. 176-183.