Социальные представления о здоровье у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом

Социальные представления о здоровье у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Звонова1
Доктор педагогических наук, профессор С.Б. Серякова1
Кандидат психологических наук, доцент И.А. Керимова1
Т.В. Артюшкина2
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Фитнес-клуб С.С.С.Р., Москва

Цель исследования – содержание и структура социальных представлений о здоровье у студентов, связавших свое будущее с профессиональным спортом, и у студентов, не занимающихся спортом.
Методика и организация исследования. Методологией исследования выступили основные положения французской социальной психологии о феномене социальных представлений и их функций в жизни людей и общества (С. Московиси), а также положения о структуре социальных представлений (Ж.К. Абрик). Методами исследования выступили опросник SF-36 Health Status Survey и методика изучения структуры и содержания социальных представлений П. Вержеса. В исследовании приняли участие 56 студентов в возрасте от 20 до 24 лет, из них 29 человек профессионально занимаются спортом и 27 человек спортом не занимаются.
Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного опроса показали, что студенты-спортсмены имеют полные, научно обоснованные и системные знания о здоровье, о требованиях здоровьесберегающих условий и принципах здорового образа жизни. Однако изучение данных прототипического анализа показало, что для спортсменов здоровье рассматривается как условие успешности спортивной деятельности, обеспечивающее высокий уровень физических возможностей. Такой «инструментальный» подход подводит к тому, что профессиональные спортсмены рассматривают здоровье не как важнейшую ценность, а как базовое условие спортивных достижений и успехов в карьере. Студенты, участники исследования, не занимающиеся профессиональным спортом, имеют плохо структурированные знания о сути здорового образа жизни, склонны давать стереотипные ответы. Однако, их социальные представления рассматривают здоровье как необходимое условие счастливой жизни, связаны с активностью и общим благополучием.

Ключевые слова: социальные представления, здоровье, спортсмены, спорт, активность, здоровый образ жизни, ассоциация.

Литература

  1. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни / И. Б. Бовина. – М.: Аспект пресс, 2008. – 263 с.
  2. Донцов А. И. Концепция социальных представлений в современной французской психологии / А. И. Донцов, Т. П. Емельянова. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 294 с.
  3. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества / Т. П. Емельянова. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 230 с.
  4. Новик А. А. Оценка качества жизни больного в медицине / А. А. Новик, С. А. Матвеев, Т. И. Ионова // Клиническая медицина. – 2000. – Т. 78. – № 2. – С. 10–13.
  5. Abric J.C. A structural approach to social representations. In: Representations of the social: Bridging theoretical traditions / Ed. By K. Deaux, G. Philogene. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. pp. 42-47.
  6. Moscovici S. Social Representations. Explorations in Social Psychology. Cambridge, UK: Polity Press, 2000. 313 p.
  7. Vergès P. L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une representation. Bulletin de psychologie. 1992. T. XLV. No. 405. pp. 203-209.
  8. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. Boston, Mass.: The Health Institute, New England Medical Center. 1993. 316 p.