Оценка изменения мотивов занятия физической культурой и спортом у студентов в период самоизоляции

Оценка изменения мотивов занятия физической культурой и спортом у студентов в период самоизоляции

ˑ: 

Кандидат педагогических наук А.С. Грачев2
Кандидат педагогических наук, доцент Д.Е. Егоров1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина3
А.С. Шепляков2
1Московский государственный политехнический университет, Москва
2Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород
3Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования — оценка изменения мотивов занятия физической культурой и спортом у студентов в период пандемии.
Методика и организация исследования. В феврале 2020 г. был проведен онлайн-опрос, в основу которого была положена методика А.В. Шаболтас, адаптированная под занятия физической культурой в вузе. В исследовании приняли участие 1385 студентов белгородских вузов (n=755 девушек и n=630 юношей). Повторный опрос был проведен в конце апреля – начале мая 2020 г. Установлено, что распределения мотивов юношей и девушек до самоизоляции были идентичны.
Результаты исследования и их обсуждение. Во время самоизоляции отмечено увеличение показателей мотива эмоционального удовольствия и социального самоутверждения. Причем у девушек показатели этого мотива достоверно увеличились с 2,8±2,4 балла до 3,6±2,3 балла и переместились с последней строчки рейтинга мотивов на предпоследнюю. Таким образом, было установлено, что самоизоляция, связанная с Covid-19, и возникшие у студентов ограничения в самовыражении способствовали повышению значимости мотива социального самоутверждения. Следовательно, у студентов сформировалось стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия физической культурой и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа и уважения друзьями/знакомыми.

Ключевые слова: студенты, мотивы, физическая культура, самоизоляция, Covid-19.

Литература

  1. Гавришова Е. В. Исследование мотивов к занятиям физической культурой у курсантов / Е. В. Гавришова, А. С. Грачев, А. А. Третьяков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2020. – № 3. – С. 27–33. – DOI  10.24411/2305–8404–2020–10304.
  2. Шаболтас А. В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / А. В. Шаболтас. – Санкт-­Петербург, 1998. – 184 с.
  3. Falk E., Scholz C. Persuasion, influence, and value: Perspectives from communication and social neuroscience. Annual Review of Psychology. 2018. Vol 69. pp. 329-356.
  4. Miyer T., Holodiuk L., Tkachenko I., Savosh V., Bondarenko H., Vashchenko O., Sukhopara I. A change of cuman values during the life as an indicator of the formation of a spiritual being. Ad Alta-Journal of Interdisciplinary Research. 2020. 11 (1) рp.  30-33.
  5. Poege A. Stability and change of values during the formative years: Latent state-trait analyses of adolescents in a seven-wave panel study. Journal of Personality. 2020. 88 (2) рp. 266-286.
  6. Wald H.P., Zubritsky C.D., Jaquette N. Measuring system of care core values in a behavioral health system of care. Community Mental Health Journal. 2014. 50 (3). pр. 275-280.