Цифровая компетентность педагогов в условиях современных вызовов и рисков

Цифровая компетентность педагогов в условиях современных вызовов и рисков

ˑ: 

Кандидат исторических наук О.А. Котлярова1
orcid.org/0000-0001-9479-0231
Кандидат педагогических наук О.Н. Поваляева1
orcid.org/0000-0001-6900-4286
Кандидат филологических наук У.И. Турко1
orcid.org/0000-0001-8604-0457, SPIN-код: 3882-8781
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Цель исследования — анализ дефицитов цифровых компетенций у педагогов физической культуры и спорта, способах их преодоления с учетом трансформации ключевых потребностей современной системы российского образования и реализации программы воспитания в системе основного общего образования.
Методика и организация исследования. Материалом для эксперимента послужили результаты экспресс-мониторинга 112 педагогов уровня основного общего образования городского округа город Елец, Елецкого района Липецкой области (Российская Федерация), спортивных школ г. Ельца.
Результаты исследования и выводы. Более 50% учителей и тренеров отмечают, что они регулярно обогащают свои знания с помощью цифровых технологий, самообразования, владеют навыками индивидуальной и групповой работы; 58% респондентов систематически совершенствуют информационно-коммуникационные навыки посредством самообразования. Доказано, что на цифровую компетентность педагога влияет ряд педагогических условий: организация взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса в цифровой образовательной среде, диагностика и мониторинг качества обучения дисциплинам с применением информационных технологий, мотивация к успешному освоению образовательных программ основного общего образования. Проведенное исследование позволяет утверждать, что эффективность совершенствования профессионального образования учителя и тренера в условиях цифровой образовательной среды во многом зависит от таких факторов, как наличие устойчивого информационно-образовательного контента, соблюдение оптимального баланса применения цифровых и традиционных образовательных инструментов, соответствие принципам непрерывного образования педагогов, готовность всех участников образовательных отношений к взаимодействию в цифровой среде.

Ключевые слова: цифровая среда, цифровая компетентность, образовательный контент, медиаресурсы, профессиональное образование.

References

  1. Boronenko T.A., Fedotova V.S. Cifrovoe nastavnichestvo: gotovy li uchitelya uchastvovat v formirovanii cifrovoj gramotnosti shkolnikov? [Digital mentoring: are teachers ready to participate in the formation of digital literacy of schoolchildren?] YAroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2020. No (4)115. pp. 33-44. DOI 10.20323/1813-145X-2020-4-115-33-44.
  2. Dyakova E.A., Sechkareva G.G. Cifrovizaciya obrazovaniya kak osnova podgotovki uchitelya XXI veka: problemy i resheniya [Digitalization of education as a basis for teacher training in the 21st century: problems and solutions]. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 2. pp. 24-36.
  3. Ignatev V.P., Ivanova A.S., Ivanova M.D. IKT-kompetentnost pedagoga kak osnova cifrovoj gramotnosti obuchayushchihsya [ICT-competence of a teacher as a basis for digital literacy of students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. No 2. p. 56. DOI 10.17513/spno.29709.
  4. Potemkina T.V. Zarubezhnyy opyt razrabotki profilya cifrovyh kompetenciy uchitelya [Foreign experience in developing a profile of digital competencies of a teacher]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2018. No (2)35. pp. 25-30.
  5. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Psihologicheskie modeli cifrovoj kompetentnosti rossijskih podrostkov i roditelej [Psychological models of digital competence of Russian adolescents and parents]. Nacionalnyy psihologicheskiy zhurnal. 2014. No 2(14). pp. 27-35. DOI 10.11621/npj.2014.0204.
  6. Zhernov E.E., Kochergin D.G. Eticheskie problemy cifrovizacii obrazovaniya [Ethical problems of digitalization of education]. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2021. No 4(44). pp. 64-70. DOI 10.54509/22203036_2021_4_64.