Физиологические эффекты внедрения программы персонифицированного сопровождения спортсменов-шахматистов подросткового возраста

ˑ: 

Кандидат биологических наук А.А. Семченко1
Доктор биологических наук, доцент Н.В. Мамылина1
Ю.В. Корчемкина1
Доктор педагогических наук, доцент А.В. Савченков1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Цель исследования — оценить физиологические эффекты внедрения в учебно-тренировочный процесс спортсменов-шахматистов 15-16 лет программы персонифицированного сопровождения.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 15 спортсменов-шахматистов подросткового возраста (15-16 лет), имеющих 1-2 спортивные разряды. Функциональная оценка дыхательной и сердечно-сосудистой систем проведена с помощью проб Штанге и Генчи, расчета коэффициента выносливости, индекса состояния утомления. Количественная оценка здоровья шахматистов изучалась по методу, разработанному Н.Н. Митюковым на основе изменения уровня адаптационного потенциала. Сравнительный пятисегментный анализ показателей компонентного состава тела проведен с использованием профессиональных весов-анализаторов Tanita BC–418MA (Япония).
Результаты исследования и выводы. Предложена персонифицированная программа физической подготовки спортсмена-шахматиста. Особенностью программы персонифицированного сопровождения спортсмена-шахматиста является то, что она включает в себя создание системы тренировок с учетом индивидуальных показателей физической выносливости с занесением в базу данных и осуществление профессиональных консультаций в пред- и постсоревновательный период. После применения персонифицированной программы физической подготовки увеличились резервные возможности, эффективность функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем у шахматистов.

Ключевые слова: шахматы, тренировочный процесс, физическая подготовка, персонифицированная программа, компонентный состав тела, сердечно-сосудистая система, дыхательная система.

Литература

  1. Абрамова Т.Ф. Лабильные компоненты массы тела – критерии общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам: методические рекомендации / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова. – М.: Скайпринт, 2013. – 132 с.
  2. Быков Е.В. Влияние занятий шахматами на психофизиологические характеристики учащихся 11–12 лет / Е.В. Быков, С.В. Маценко // Актуальные проблемы подготовки и сохранения здоровья спортсменов: материалы всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участием. – Челябинск, 2014. – С. 49-53.
  3. Гринченко В.С. Построение эффективного режима дня и питания шахматистов / В.С. Гринченко, А.В. Лыткин, А.И. Митюгов // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: материалы III межд. конф. – Краснодар, 2018. – С. 439–445.
  4. Кондратьева Е.В. Зачем шахматисту общая физическая подготовка? / Е.В. Кондратьева, С.В. Ананов // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 5. – С. 47–51.
  5. Коровянский А.Г. Соблюдение рационального спортивного режима в системе физического воспитания молодых шахматистов / А.Г. Коровянский // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – № 3 (5). – С. 51–54.
  6. Семченко А.А. Роль интегральной оценки морфофункциональных параметров тела у барьеристов в системе тренировочно-соревновательной подготовки / А.А. Семченко, А.В. Ненашева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24262. (дата обращения: 19.09.2021).
  7. Semchenko A.A., Nenasheva A.V., Izarovskaya I.V., Zadorina E.V., Baymukhametova E.F. Postural control physiology specifics in elite hurdle racers due to long-term motor specialization. Theory and Practice of Physical Culture. 2018. No. 6. p. 9.