Прикладные единоборства: теоретические посылки и эмпирические исследования

ˑ: 

Кандидат педагогических наук С.Л. Коников1
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Передельский2
Доктор философских наук, профессор А.А. Мамедов2
Доктор экономических наук, профессор Р. Мурадов3
Кандидат философских наук, доцент К.Ю. Донских2
1Российский союз боевых искусств, Москва
2Российский государственный аграрный университет МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва
3Азербайджанский государственный экономический университет, Баку (Азербайджан)

Цель исследования – обеспечение обоснованной коррекции содержания инновационных подходов к прикладному обучению рукопашному бою оперативных сотрудников федеральных спецслужб и армейского спецназа с учетом их оперативно-служебного функционала.
Методика и организация исследования. Для решения проблемы соотнесения оперативно-служебного функционала российских спецподразделений с разработкой соответствующей модели прикладной рукопашной подготовки оперативных сотрудников организовано и проведено конкретное социологическое исследование (КСИ) по методу экспертной оценки. В исследовании приняли участие сотрудники из более чем 50 спецподразделений, специализирующихся на антитеррористической, разведывательно-диверсионной, антикриминальной, военной деятельности.
Результаты исследования и выводы. Авторы констатируют, что при всеобщей заинтересованности в инновационном подходе к системной коррекции прикладной рукопашной подготовки оперативного звена военнослужащих и сотрудников органов правопорядка представления о конкретных критериях у них не сформированы. Практика прикладного рукопашного боя, по мнению большинства экспертов, требует стратегически наступательной манеры, приоритетно атакующей тактики, универсальной (ударно-бросковой с преобладанием ударов), жесткой техники ситуативного применения приемов рукопашного боя с определяющей ориентацией на алгоритм решения боевых и служебных задач.

Ключевые слова: прикладные единоборства, спецподразделения, экспертный опрос.

Литература

  1. Лубышева Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева и др. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2017. – 200 с.
  2. Мандзяк А. С. Боевые искусства Европы / А. С. Манлзяк. – Минск: Современное слово, 2005. – 352 с.
  3. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев. – 5‑е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
  4. Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта: учебник / Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин; под ред. проф. И. Ю. Мельниковой. – 2‑е изд., с измен. и дополн. – М.: Спорт, 2017. – 432 с.
  5. Методология отбора и использования экстремальных видов спорта в профессионально-­прикладной физической подготовке / А. Н. Блеер и др. // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2010. – № 2. – С. 41–45.
  6. Оранский И. В. Восточные единоборства / И. В. Оранский. – М.: Советский спорт, 1990. – 118 с.
  7. Передельский А. А. Боевое прикладное движение (Fighting motion): монография / А. А. Передельский, Н. Н. Виткевич, С. Л. Коников и др. – под общ. ред. А. А. Передельского. – Брянск, 2011. – 200 с.
  8. Передельский А. А. Единоборства и их спортивная традиция / А. А. Передельский // Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения / под ред. А. Д. Жукова. – М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2011. – С. 540–617.
  9. Передельский А. А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник / А. А. Передельский. – М.: Спорт, 2016. – 416 с.