Эффективность применения компьютерно-диагностического тренажерного комплекса технической подготовки юных гребцов академистов

ˑ: 

С.И. Белоусов1
Доктор педагогических наук, профессор П.В. Квашук2, 3
1Санкт-Петербургский НИИ физической культуры (ФГБУ СПб НИИФ), Санкт-Петербург
2Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва
3Центр спортивной подготовки сборных команд

Цель исследования – экспериментальное обоснование эффективности применения компьютерно-диагностического тренажерного комплекса с биологической обратной связью для формирования технических навыков гребли и совершенствования методики технической подготовки юных гребцов-академистов.
Методика и организация исследования. В научной работе применялся компьютерно-диагностический тренажерный комплекс для академической гребли в бассейне, который включал гребной тренажер «БРИС», оснащенный измерительной системой, специальное программное обеспечение для обработки информации на базе компьютера, динамик и монитор для звуковой или визуальной (цветовой или бальной) оценки техники гребли в реальном масштабе времени. Изучались 11 биомеханических показателей академической гребли: длина гребка по перемещению рукоятки весла, отношение длины гребка к росту, среднее усилие на рукоятках весел, отношение среднего усилия на рукоятках к весу гребца, средняя мощность гребли, отношение «t» достижения усилия уровня 70% от max к «t» гребка, отношение «t» удержания усилия уровня 70% от max к «t» гребка, максимальное усилие на рукоятках весел, отношение среднего усилия на рукоятках весел к максимальному, положение точки достижения max усилия в долях от длины гребка, ритм гребли. В исследовании приняли участие 24 юных спортсмена (возраст – 15,7±0,3 года; длина тела – 185±6 см, масса тела – 75,4±8,9 кг, стаж занятий – 1,3±0,1 года), из которых были укомплектованы экспериментальная и контрольная группы по 12 человек в каждой, примерно равные по уровню спортивно-технического мастерства.
Экспериментальная методика технической подготовки юных гребцов включала комплексы специальных технических упражнений, контроль и оценку техники выполнения специальных технических упражнений непосредственно в процессе их выполнения.
Результаты и выводы. Доказана высокая эффективность применения компьютерно-диагностического тренажерного комплекса, оснащенного системой аудиовизуальной обратной связи для формирования технических навыков гребли и совершенствования методики технической подготовки юных гребцов-академистов.

Ключевые слова: академическая гребля, юные гребцы, техническая подготовка, биологическая обратная связь, компьютерно-диагностический тренажерный комплекс.

Литература

  1. Белоусов С. И. Применение моделирующего компьютерно-диагнос­тического тренажерного комплекса для повышения уровня технической подготовленности юношей в академической гребле / С. И. Белоусов // Ученые записки университетата им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2. – С. 16–21.
  2. Евтух А. В. Научно-­методические основы многолетней подготовки спортсменов / А. В. Евтух, П. В. Квашук, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. – 2008. – № 4. – С. 16–19.
  3. Клешнев В. В. Новости Биомеханики Гребли 2008/02: Параметры кривой усилия [Электронный ресурс] / В. В. Клешнев // Новости Биомеханики Гребли. – 2008. – № 83. – Режим доступа: http://www.biorow.com/RBN_ru_ 2008_ files/ 2008 Row BiomNewsRu02.pdf – (дата обращения 01.03.2022 г.).
  4. Патент Российской Федерации на полезную модель «Гидродинамический спортивный тренажер для академической гребли «БРИС» от 26.01.2015 г. № 158981.