Формирование содержания профессионального образования (направление – «Физическая культура»)

Фотографии: 

ˑ: 

Н.И. Николаева
Кандидат педагогических наук, доцент
Московский городской педагогический университет, Москва

Ключевые слова: учебный план, содержание профессионального образования, заказчик, потребитель, цели образования.

Введение. Подход к формированию содержания профессионального образования в соответствии с образовательным уровнем выпускника: продуктивный, адаптивный, ознакомительный на основании его преимущественной обученности – представлен в работах В. И. Масловаи Н. Н. Зволинской [3, 6].
По мнению И. П. Андриади, А. Я. Корха, И. Н. Решетень, Г. И. Хозяинова и других исследователей в области спортивной педагогики, деятельность преподавателя-тренера по своей направленности, функциям, психологическим особенностям, требованиям, предъявляемым к личности, является педагогической. В соответствии с этим авторы рекомендуют формировать содержание профессионального образования [1, 4, 7, 8].

В современных условиях подходы к формированию содержания профессионального образования изменились [2]. В ФГОС ВПО проектируется базовый уровень содержания образования – 60 % и около 40 % – вариативная составляющая (вузовский компонент), в том числе дисциплины и курсы по выбору – не менее 30 % от вузовского компонента. Вузовский компонент – это и позиция, и внутренние процессы, и особенности учебного заведения в формировании содержания образования.

Цель исследования – проанализировать проблемы формирования содержания профессионального образования на уровне учебных планов в сфере физической культуры и спорта на основе образовательных стандартов.

Литература

  1. Андриади И.П. Дидактические умения тренера и их формирование: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.П. Андриади. – М., 1983. – С. 24.
  2. Беляев В.С. Подготовка специалистов в области спорта в XXI столетии: монография / В.С. Беляев, Н.И. Николаева. – М.: МГПУ, 2012. – 184 с.
  3. Зволинская Н.Н. Квалификационная характеристика (социокультурные и профессиональные требования к выпускнику вуза физической культуры) / Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов. – М., 2003. – 39 с.
  4. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность: учеб. пособие / А.Я. Корх. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 120 с.
  5. Николаева Н.И.Сравнительный анализ стандартов профессионального образования направления «Физическая культура» / Н.И. Николаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 1. – С. 67-70.
  6. Маслов В.И. На пути решения проблемы профилизации высшего физкультурного образования / В.И. Маслов, В.М. Корнилов, В.А. Сургучев // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С. 53-56.
  7. Решетень И.Н. Специфика педагогической деятельности тренера ДЮСШ и учителя физической культуры: учеб. пособие для студентов / И.Н. Решетень, М.В. Прохорова / ГЦОЛИФК. – М., 1975. – 35 с.
  8. Хозяинов Г.И. Формирование гностических умений у студентов физкультурных вузов: метод. реком. / Г.И. Хозяинов, М.Г. Кошман, Н.И. Назаркина. – М., 1993. – 40 с.

Информация для связи с автором: nnikol2005@ rambler.ru

Поступила в редакцию 12.01.2014 г.