Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры на основе кредитно-модульного обучения

Фотографии: 

ˑ: 

Е.С. Борисенкова
Кандидат педагогических наук
О.П. Керер
Кандидат педагогических наук
А.Я. Найн
Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: эффективная профессиональная подготовка, учитель физической культуры, кредитно-модульное обучение.

Актуальность исследования. Образовательные организации физической культуры в своём большинстве всё ещё хранят традиции, нормы и стиль традиционного обучения. В лучшем случае педагоги физической культуры ждут методически разработанных образцов нового уклада организации обучения студенческой молодёжи [2, 5, 9, 11]. И это естественно, поскольку «действия по образцу» всегда легче. Но число педагогов‑новаторов, так же как и научных образовательных концепций растёт, выбор наиболее подходящего образца усложняется. Соответственно возникает потребность в поиске опоры в самом себе, в том, чтобы повышать свою профессиональную компетентность, проектировать и реализовывать модели инновационного обучения [4, с. 279–280].
Изменение ценностных ориентаций в соответствии с социокультурными преобразованиями в обществе, появление идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь ставят личность с её интересами и возможностями в центр новой социокультурной парадигмы физкультурного образования: направленность профессионального образования на «опережающую подготовку»; установка на непрерывное образование; переход от ориентации на получение «готового знания» к формированию компетенций и развитию самостоятельной активности личности студентов; обеспечение свободного доступа к необходимой информации [10, с. 45–48]. Этот тренд, как отмечают многие исследователи – Г. Л. Драндов [3, 6, 7–9, 11], Л. А. Семёнов [11], – основа интеграции общечеловеческих норм и ценностей, являющихся характеристиками современного этапа модернизации образования и подводящих исследователей к выводу об эффективности кредитно-модульного обучения будущих педагогов по физической культуре.

По мнению исследователей М. В. Бортникова, С. В. Кульневич, А. В. Лейфа, Е. Ф. Орехова, Л. А. Семёнова и других, сегодня есть все основания считать, что ECTS (European Community Credit-Transfer System) станет ключевым звеном единой европейской системы образования, поскольку она всерьёз зарекомендовала себя как инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объёма изученного студентами материала. Это также даёт возможность академического признания квалификаций и компетенций. Однако как в Европе, так и в остальном мире остаётся немало критиков ECTS и шире – кредитно-модульной системы и Болонского процесса в целом. Во многом справедливые аргументы оппонентов, как верно отмечает Е. Ф. Орехов, основываются на трудностях, с которыми столкнулись создатели новой образовательной структуры, а также на опасениях утраты некоторых компонентов прежней системы вузовской подготовки педагогов по физической культуре [10, c. 46].

Литература

  1. Бортников М.В. Обучение студентов методике модульного подхода к оценке качества успеваемости / М.В. Бортников // Перспективы развития физической культуры и спорта в регионе: сб. науч. тр. – Смоленск: САФК, 2009. – С. 73-76.
  2. Демени Г. Механизм движения и общая педагогика физического воспитания / Г. Демени. – СПб., 2012. – 104 с.
  3. Драндров Г.Л. Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к творческому обучению двигательным действиям: дис. …докт. пед. наук / Г.Л. Драндров, 2002. – 494 с.
  4. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: монография / отв. ред. А.Я. Найн. – Челябинск: изд-во Урал. гос. ун-та физ. культуры, 2012. – 340 сИ
  5. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания / С.В. Кульневич. – Воронеж: ВГПУ, 1997. – 235 с.
  6. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
  7. Лейфа А.В. Система физической активности и здоровьесбережение студентов высших учебных заведений / А.В. Лейфа. – Благовещенск, 2004. – 260 с.
  8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦИФК, 1992. – 120 с.
  9. Масалова О.Ю. Личностное развитие студента как ценность в образовании / О.Ю. Масалова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 11. – С. 10-14.
  10. Орехов Е.Ф. Реализация принципов Болонского процесса в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта / Е.Ф. Орехов. – СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. – № 10. – С. 45-48.
  11. Семёнов Л.А. Мониторинг физической подготовленности в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы / Л.А. Семёнов. – М.: Советский спорт, 2007. – 198 с.

Информация для связи с автором: e-mail: ekboris24@mail.ru

Поступила в редакцию 3.12.2013 г.