Совершенствование системы физического воспитания студентов нефизкультурных вузов

Фотографии: 

ˑ: 

 Ф.М. Кодолова
Кандидат педагогических наук, доцент
Ульяновский государственный университет, Ульяновск
Л.Д. Назаренко
Доктор педагогических наук, профессор
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова: нефизкультурный вуз, физическая культура, направления совершенствования.

Введение. Современное общество переживает сложный период, характеризующийся динамичными изменениями во всех сферах жизнедеятельности (общественно-политической, науч­но-ис­сле­до­ва­те­ль­ской, культурной и др.); поиском путей достижения устойчивого социально-эко­но­ми­чес­кого развития. Всемирный экологический и со­циа­ль­но-эко­но­мический кризис обусловили значительное ухудшение показателей физического развития и состояния здоровья учащейся и студенческой молодежи. В этих условиях проблема укрепления здоровья, формирования спортивного стиля жизни требуют особого внимания.
Решение данной проблемы связано с необходимостью становления новой системы представлений о ценностях физической культуры и спорта. Состояние вузовской физической культуры в настоящее время обусловливает потребность в решении следующих задач:
– создание условий для подготовки образованной в сфере физической культуры и спорта студенческой молодежи, способной к самореализации в различных видах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности; самоконтроля показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма;
– выявление и использование интеллектуального, духовно-нравственного и культурного потенциала физической культуры и спорта, обеспечивающего существенное повышение их престижа.

Цель данной работы – теоретическое и методологическое обоснование путей совершенствования вузовской системы физической культуры и спорта.

Организация и методика исследования. Анализ научной и научно-методической литературы, учебных программ по физическому воспитанию студентов нефизкультурных вузов показал, что содержание учебного процесса не отражает специфики их предстоящей профессиональной деятельности. Для учебных занятий по физической культуре в различных вузах характерно однообразие построения, однотипность используемых средств и методов физического воспитания; отсутствие творческого подхода к организации учебного процесса [1–4]. Значительная часть студентов неохотно посещают занятия по физической культуре, выполняя задания преподавателя только для получения зачета по данному предмету.

Литература

  1. Кожевникова Л.К. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи / Л.К. Кожевникова // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 3. – С. 34-38.
  2. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – № 3. – 2013. – С. 7-16.
  3. Назаренко Л.Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 10. – С. 9-12.
  4. Столяров В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / под общ. ред. докт. филос. наук, проф. В.И. Столярова / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2009. – 320 с.

Информация для связи с автором: elena_funina@mail.ru

Поступила в редакцию 31.01.2014 г.