Совершенствование системы физического воспитания студентов нефизкультурных вузов
Фотографии:
ˑ:
Ф.М. Кодолова
Кандидат педагогических наук, доцент
Ульяновский государственный университет, Ульяновск
Л.Д. Назаренко
Доктор педагогических наук, профессор
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск
Ключевые слова: нефизкультурный вуз, физическая культура, направления совершенствования.
Введение. Современное общество переживает сложный период, характеризующийся динамичными изменениями во всех сферах жизнедеятельности (общественно-политической, научно-исследовательской, культурной и др.); поиском путей достижения устойчивого социально-экономического развития. Всемирный экологический и социально-экономический кризис обусловили значительное ухудшение показателей физического развития и состояния здоровья учащейся и студенческой молодежи. В этих условиях проблема укрепления здоровья, формирования спортивного стиля жизни требуют особого внимания.
Решение данной проблемы связано с необходимостью становления новой системы представлений о ценностях физической культуры и спорта. Состояние вузовской физической культуры в настоящее время обусловливает потребность в решении следующих задач:
– создание условий для подготовки образованной в сфере физической культуры и спорта студенческой молодежи, способной к самореализации в различных видах физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности; самоконтроля показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма;
– выявление и использование интеллектуального, духовно-нравственного и культурного потенциала физической культуры и спорта, обеспечивающего существенное повышение их престижа.
Цель данной работы – теоретическое и методологическое обоснование путей совершенствования вузовской системы физической культуры и спорта.
Организация и методика исследования. Анализ научной и научно-методической литературы, учебных программ по физическому воспитанию студентов нефизкультурных вузов показал, что содержание учебного процесса не отражает специфики их предстоящей профессиональной деятельности. Для учебных занятий по физической культуре в различных вузах характерно однообразие построения, однотипность используемых средств и методов физического воспитания; отсутствие творческого подхода к организации учебного процесса [1–4]. Значительная часть студентов неохотно посещают занятия по физической культуре, выполняя задания преподавателя только для получения зачета по данному предмету.
Литература
- Кожевникова Л.К. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи / Л.К. Кожевникова // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 3. – С. 34-38.
- Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – № 3. – 2013. – С. 7-16.
- Назаренко Л.Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 10. – С. 9-12.
- Столяров В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / под общ. ред. докт. филос. наук, проф. В.И. Столярова / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2009. – 320 с.
Информация для связи с автором: elena_funina@mail.ru
Поступила в редакцию 31.01.2014 г.