Оптимизация подготовки фехтовальщиков на этапе спортивного совершенствования

Фотографии: 

ˑ: 

А.Д. Мовшович
Доктор педагогических наук, профессор
В.В. Сидорова
Кандидат педагогических наук, доцент
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи
и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: фехтование, двигательная активность, фехтовальные действия, психомоторные реакции, психология, психофизиология.

Введение. Этап спортивного совершенствования – возраст от 17 до 19 лет – характерен тем, что наиболее перспективные и подготовленные для участия в соревнованиях фехтовальщики могут привлекаться в основной состав национальных команд и принимать участие в чемпионатах мира и Олимпийских играх, продолжая выступать в соревнованиях юношеского спортивного календаря.
Основная педагогическая работа с данным контингентом спортсменов заключается в индивидуализации технико-тактической подготовки. Двигательная подготовка направлена в основном на специализацию ловкости и поддержание должного уровня быстроты, рост которой, по данным ряда авторов, к 18 годам прекращается. При этом и скоростно-силовые возможности также достигают максимального развития к 16–18 годам у юношей, а у девушек даже раньше.

Цель исследования – выявить опорные признаки технико-тактической подготовленности фехтовальщиков на этапе спортивного совершенствования.
Методика и организация исследований. Среди методов исследования использовались: видеозапись соревновательной деятельности, компьютерная система фиксации времени двигательных реакций и психофизиологических функций, опросник Кеттела, корреляционный анализ. Среди методов математической статистики использовались средняя арифметическая, процентные соотношения, коэффициенты корреляции. В исследованиях приняли участие юные фехтовальщики на различных видах оружия 15–19 лет на соревнованиях российского и московского спортивного календарей с 2007 по 2012 г. В таблицах для сравнения приведены также показатели исследований фехтовальщиков на возрастном этапе углубленной тренировки.

Результаты исследования и их обсуждение. Особое внимание тренеров на этапе совершенствования мастерства юных фехтовальщиков следует направлять на воспитание специальной выносливости, так как утомление в соревнованиях нарастает по мере приближения к их финальной части, что часто становится причиной снижения уровня двигательной активности во время боя и приводит к ухудшению точности укола и как следствие к падению результативности действий в поединках.

Использованная литература

  1. Булочко К.Т. Фехтование: учебник для институтов физической культуры / К.Т. Булочко. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 430 с.
  2. Войтов В.Г. Волевые качества юных фехтовальщиков как предпосылки успешности соревновательной деятельности / В.Г. Войтов, А.Д. Мовшович // Теория и практика физ. культуры. – 1984. – № 6. – С. 27-29.
  3. Келлер В.С. Тренировка фехтовальщиков / В.С. Келлер, Д.А. Тышлер. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 182 с.
  4. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. – Киев: Здоровье, 1977. – 181 с.
  5. Методологические основы контроля за технико-тактическим мастерством фехтовальщиков / Д.А. Тышлер, В.Г. Войтов, Г.Д. Тышлер, А.Д. Мовшович // Теория и практика физ. культуры. – 1984. – № 11. – С. 21-23.
  6. Набатникова М.Я. Основные положения системы подготовки юных спортсменов / М.Я. Набатникова / В сб.: Основы управления подготовкой юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 22-41.
  7. Овчинникова И.М. Управление соревновательной деятельностью квалифицированных фехтовальщиц с учетом эмоционально-волевых особенностей личности и темперамента: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.М. Овчинникова. – М., 1986. – 22 с.
  8. Поляков А.М. Технико-тактическая подготовка фехтовальщиц на рапирах на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1990. – 22 с.
  9. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию. – М.: Академический проект. – 2007. – 430 с.

Информация для связи с автором: alek-movshovich@yandex.ru

Поступила в редакцию 27.02.2014 г.