Алгоритм оценки перспективности подростков для специализированных занятий мини-футболом (футзалом)

ˑ: 

О.В. Воробей1
Е.А. Маслова1
Т.Н. Дерипаско1

1Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – разработать и обосновать алгоритм оценки перспективности подростков для специализированных занятий мини-футболом (футзалом).
Методика и организация исследования. В ходе научной работы (2021-2022 гг.) применялся метод экспертных оценок различных сторон подготовленности подростков 13-14 лет, занимающихся мини-футболом в МБУ «Спортивная школа «Сергиев Посад» Сергиево-Посадского городского округа Московской области. В качестве экспертов выступили ведущие тренеры по мини-футболу (футзалу) г. Москвы и Московской области в количестве 10 человек. При определении баллов эксперты должны были учитывать собственные критерии внутривидовой ориентации; количественные и качественные аспекты различных игровых действий; умение применять технические навыки в соревновательной ситуации, а также те показатели тактической подготовленности, на которые эксперты указали в процессе анкетирования. На основании экспертной оценки прогностически значимых факторов и корреляционного анализа показателей разработана шкала оценки перспективности юных спортсменов.
Результаты исследования и выводы. Успешность тренировочного процесса с подростками в мини-футболе (футзале) во многом зависит от своевременности и алгоритма оценки перспективности игрока для специализированных занятий избранным видом спорта. При определении норм двигательной активности необходима строгая дифференцировка в соответствии с возрастом. Учет возрастных особенностей развития двигательных качеств в первую очередь необходим для определения эффективной методики их совершенствования и определения допустимых тренировочных нагрузок.

Ключевые слова: мини-футбол (футзал), спортивный отбор, видовая ориентация, специализированные занятия.

Литература

  1. Алиев Э. Г. Основные тенденции развития мини-футбола (футзала) в российской федерации на современном этапе / Э. Г. Алиев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 4 (170). – С. 11–14.
  2. Губа В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В. П. Губа. – М.: Советский спорт, 2008. – 304 с.
  3. Губа В. П. Теория и методика мини-футбола (футзала) / В. П. Губа. – М.: Спорт, 2016. – 199 с.
  4. Плешаков А. А. Техническая подготовка с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе / А. А. Плешаков // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 1. – С. 20–22.
  5. Сыдэбу. Технология планирования интегральной тренировочной нагрузки на этапах годичной подготовки квалифицированных спортсменов различных игровых амплуа в мини-футболе (футзале): дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Сыдэбу. – М., 2019. – 150 с.