Методика профилактики и коррекции нарушения осанки у детей младшего школьного возраста

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Никольская1
Доктор философских наук, доцент Г.В. Баринова1
Кандидат философских наук Т.Л. Кузьменкова1
1Российский университет транспорта, г. Москва

Цель исследования – разработать и апробировать методику, включающую специальные корригирующие упражнения, для профилактики и коррекции нарушения осанки у детей младшего школьного возраста в рамках занятий лечебной физической культурой в общеобразовательном учреждении.
Методы и организация исследования. В процессе изучения, проводившегося в течение 2020-2021 учебного года, были отобраны учащиеся начальных классов средней школы № 5 г. Смоленска в возрасте 6-9 лет с подготовительной группой здоровья (II группа). Совместно с врачом-ортопедом было проведено первичное обследование учащихся с помощью тестовой карты по выявлению нарушений опорно-двигательного аппарата; выборочное исследование ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся. На основании анализа полученных данных была отобрана группа детей с нарушением осанки. Разработан педагогический эксперимент по профилактике нарушений и коррекции осанки с использованием специально разработанного комплекса корригирующих физических упражнений, вводившихся последовательно, постепенно усложняясь каждые одну-две недели.
Результаты исследования и выводы. Результаты функционального исследования гибкости позвоночника, статической выносливости мышц спины и брюшного пресса, разгибателей туловища, мышц, сгибающих лопатки, шейного и поясничного лордоза у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы соответствовали критериям оценки «хорошо», что свидетельствует о том, что предложенная методика, направленная на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, является эффективной.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, физическое воспитание, корригирующие упражнения, осанка.

Литература

  1. Баранов А. А. Состояние и проблемы здоровья подростков России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины / А. А. Баранов, Л. С. Намазова-­Баранова, В. Ю. Альбицкий и др. – 2014. – № 6. – С. 10–14.
  2. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания школьных учреждений / под ред. А. М. Иванова. Санкт-­Петербург: Детство-­Пресс, 2001. – 156 с.
  3. Нарскин Г. И. Система профилактики и коррекции отклонений опорно-­двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста средствами физического воспитания: автореф. … докт. пед. наук / Г. И. Нарскин. – М., 2003. – 43 с.
  4. Нигамадьянов Н. Р. Изучение осанки у детей школьного возраста по данным оптической топографии спины / Н. Р. Нигамадьянов, М. Б. Цыкунов, Г. Е. Иванова и др. // Вестник травматологии и ортопедии им Н. Н. Приорова. 2019. (4). C. 43–45.
  5. Параничева Т. М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. М. Параничева, Е. В. Тюрина // Новые исследования. – 2012. – № 4 (33). – С. 68–78.
  6. Скрытые угрозы неправильной осанки. URL: https://orteka.ru/news/skrytye-­ugrozy-nepravilnoy-­osanki (дата обращения: 23.02.2022).
  7. Тырина Е. В. Методики воспитания осанки в процессе занятий спортом / Е. В. Тырина // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 17 (17). URL: https://sibac.info/journal/student/17/85974 (дата обращения: 28.02.2022).
  8. Черных С. А. Анализ состояния здоровья детского населения / С. А. Черных, В. А. Китманов // Вестник ТГУ. – 2013. – № 8 (124). – С. 162–166.