Категории «командообразования» в построении инструментария контент-анализа информационного массива по физической культуре и спорту

ˑ: 

Кандидат экономических наук, доцент А.Н. Мелентьев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Раковецкий1
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент С.Ю. Никитченко1
С.А. Фроловин1
1Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва

Цель исследования – определить степень разработанности проблемы командообразования на основе контент-анализа информационного массива по физической культуре и спорту.
Методика и организация исследования. В рамках исследования проведен контент-анализ выборки научных трудов по теме «командообразование», опубликованных за период 2000-2021 гг., размещенных на электронном ресурсе Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту РУС (ГЦОЛИФК).
Результаты исследования и выводы. Результаты контент-анализа крупных научных изданий показали, что тема командообразования актуализирована для области спортивной подготовки, в то время как в физическом воспитании образовательных учреждений данное направление не рассматривается. В информационном контенте научных статей тематика, связанная с командообразованием, расширяется путем актуализации проблем групповой сплоченности, ее влияния на климат команды, совершенствования коммуникативных качеств спортсменов игровых видов спорта, организации командной работы в спортивном учреждении.
Результаты контент-анализа показали незначительный интерес ученых и специалистов к изучению проблемы «командообразования» как в условиях кафедр физической культуры образовательных учреждениий, так и в сфере спорта. Несмотря на слабую разработку данной тематики, проведенный контент-анализ позволил определить ведущие категории в понимании «командообразования».

Ключевые слова: контент-анализ, концепция командообразования, кафедра физической культуры.

Литература

  1. Мелентьев А. Н. Исследование методов управления и построение эффективной команды кафедры физической культуры / А. Н. Мелентьев // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России материалы Всероссийской научно-­практической конференции. – 2014. – С. 8–11.
  2. Мелентьев А. Н. Командообразование в коллективе кафедры физической культуры: к идее экспериментального исследования / А. Н. Мелентьев, В. И. Дубатовкин, Е. М. Беликов и др. // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 7. – С. 66–71.
  3. Мелентьев А. Н. Построение модели психологических взаимоотношений в смешанном многоядерном многоуровневом коллективе спортивных кафедр в вузах / А. Н. Мелентьев, С. Ю. Никитченко, В. И. Дубатовкин и др. // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 5А. Ч. II. – С. 215–222.
  4. Пашинян И. А. Контент-­анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. – 2012. – № 3. – С. 13–18.