Критерии выбора капитанов волейбольных команд по признакам их лидерского поведения

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор А.Н. Николаев1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Ю. Шлат1
Л.В. Ануфриенко2
О.М. Шалак2

1Псковский государственный университет, Псков, Россия
2Полоцкий государственный университет, Новополоцк, Беларусь

Цель исследования – экспериментально обосновать зависимость сплоченности спортивных команд, успешности их выступлений, а также развития личности юных волейболисток от меры выраженности у капитанов этих команд склонности к различным вариантам лидерства.
Методика и организация исследования. В исследовании компонентов лидерского поведения некоторых из спортсменов использовался холистический подход, заключающийся в использовании как личностных, так и командных показателей. В качестве инструментальных методов также использовались два метода – лабораторный эксперимент и закрытый опрос. В качестве испытуемых выступили спортсменки старшего подросткового возраста (13–15 лет), занимающиеся волейболом. Исследование сводилось к измерению показателей лидерского поведения, основного социометрического показателя – сплоченности команды, успешности выступлений.
Результаты исследования и выводы. Успешность выступлений команды, с одной стороны, определена ее сплоченностью, которая, в свою очередь, находится в зависимости от совпадения «капитан – экспрессивный лидер». Факт совпадения функций капитан команды и инструментального лидера способствует соревновательной успешности спортсменок. Успешность деятельности по воспитанию, образованию и оздоровлению юных волейболисток в определенной мере зависит от уровня сплоченности команд и от совпадения «капитан – экспрессивный лидер». Все это целесообразно учитывать в практической деятельности тренеров.

Ключевые слова: капитаны команд, инструментальные лидеры, экспрессивные лидеры, реализация лидерского потенциала, сплоченность команды, факторы успешных выступлений, успешность выступлений, педагогическая успешность.

Литература

  1. Ануфриенко Л. В. Опросник определения мотивировки и способности быть лидером / Л. В. Ануфриенко // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-­пе­да­гогические науки». Выпуск 13. – Псков: Псков ГУ, 2021. – С. 88–92.
  2. Беспалов Д. В. Диагностика лидерства в учебных группах / Д. В. Беспалов // Школьные технологии. – М.: Научно-­иссле­до­­ва­те­льский институт школьных технологий. – 2015. – № 3. – С. 160–165.
  3. Беспалов Д. В. Динамика лидерства в спортивных командах (на примере баскетбола) / Д. В. Беспалов // Материалы научной (национальной) конференции. – Шуя: Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», 2018. С. 9–12.
  4. Джамгаров Т. Т. Лидерство в спорте / Т. Т. Джамгаров, В. И. Румянцева. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 80 с.
  5. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. – М: Физкультура и спорт, 1986. – 197 с.
  6. Марищук В. Л. Психодиагностика в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 353 с.
  7. Николаев А. Н. Психология тренера в детско-­юношеском спорте / А. Н. Николаев. СПб.: СПб. ГАППО, 2004. – 344 с.
  8. Николаев А. Н. Методика измерения проявления лидерского потенциала личности / А. Н. Николаев // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-­педагогические науки». Выпуск 8. – Псков: Псков ГУ, 2018. – С. 99–105.