Спорт как фактор формирования толерантности в студенческой среде

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент А.В. Пономарев1
Е.В. Реймер1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Цель исследования – определить влияние занятий спортом на формирование толерантности в студенческой среде.
Методика и организация исследования. На теоретическом этапе исследования решались задачи определения роли массового спорта как инструмента распространения идеи толерантных отношений в университете; раскрытия воспитательной и социальной функций спортивных занятий студентов; определения воспитательного потенциала студенческого спорта в формировании культуры толерантности как его возможности обеспечить в университетской среде формирование и развитие у студента набора качеств толерантной личности. На прикладном этапе исследования был реализован массовый онлайн-опрос студентов Уральского федерального университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее – УрФУ), задачи которого охватывали круг вопросов, связанных с ролью спорта как фактора формирования толерантных отношений в университете в представлениях студентов.
Результаты исследования и выводы. Воспитательный потенциал спорта в формировании культуры толерантности в студенческой среде значителен благодаря тому, что спорт является средством передачи интернациональной общечеловеческой культуры без предрассудков, ксенофобии, расовой дискриминации и гендерных предубеждений. Продвижение воспитательной и социальной функции спорта означает: развивать доступ к спортивным практикам; способствовать воспитанию гражданственности; способствовать социальной и профессиональной интеграции молодежи; участвовать в предупреждении и борьбе с ксенофобией и насилием. Из проведенного исследования очевидно, что в представлениях студентов спорт является важным фактором формирования толерантных отношений в университете. В студенческой среде господствует мнение о том, что совместные занятия спортом способствуют межрасовому и межнациональному сближению студентов университета.

Ключевые слова: студенческий спорт, поликультурная воспитательная среда вуза, студенческие спортивные клубы, толерантность, культура толерантности.

Литература

  1. Пономарев А. В. Отношение к физической культуре студентов инженерного профиля как фактор высокой конкурентоспособности / А. В. Пономарев, Н. В. Попова, Е. В. Осипчукова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 2. – С. 52–54.
  2. Atherley K.; Tonts M. (2010) Competitive sport and the construction of place identity in rural Australia. Sport and Society, 13(3), 381–398.
  3. Fusco C. (2005). Cultural landscapes of purification: Sports spaces and discourses of whiteness. Sociology of Sport Journal, 22(3), 282–309.
  4. Ramalingam C. L. (2011). Globalization of Sports: A solution for multiculturalism in Malaysia. JATI-Journal of Southeast Asian Studies, 16, 233–249.