Функциональный статус детей, избегающих регулярного посещения уроков физической культуры

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор С.Ю. Завалишина1
Кандидат биологических наук Н.В. Воробьева2
С.В. Красноруцкий2
А.В. Скриплев3

1Российский государственный социальный университет, Москва
2Юго-Западный государственный университет, Курск
3Курский государственный университет, Курск

Ключевые слова: детский возраст, физическая культура, физические тренировки, здоровье, физическое развитие.

Введение. Регулярная мышечная активность является надежным залогом успешного физического развития, высокой жизнеспособности организма в целом и его систем и органов в течение всего онтогенеза [1]. Слабая и нерегулярная мышечная активность способствует появлению дисфункций во всех органах и тканях организма даже в очень юном возрасте.
Цель исследования – выявить основные физиологические параметры детей, избегающих регулярного посещения в школе уроков по физической культуре.
Методика и организация исследования. Наблюдение осуществлено на 29 здоровых детях в возрасте 11–12 лет и избегающих регулярного посещения уроков по физической культуре. Группа контроля включала 26 здоровых детей в возрасте 11–12 лет, регулярно посещающих школьные уроки по физической культуре. Дети, вошедшие в обе группы, были обследованы двоекратно – в начале работы и через полгода наблюдения. За это время все дети, взятые в исследование, вели стандартный для них образ жизни, сохраняя привычный уровень мышечной активности. Во всех случаях регистрировали вегетативный индекс Кердо, состояние гемоциркуляторной системы, выраженность физического развития, величину индекса весоростового соотношения.
Результаты исследования, их обсуждение. У детей, избегавших регулярного посещения уроков физической культуры, имелось повышение весоростового соотношения с негативной тенденцией в регуляции гемоциркуляции. В этой группе детей имелась склонность к активации симпатики с формированием тенденции к ее функциональному превалированию над парасимпатикой при слабом физическом развитии в целом.
Избегающие уроков физической культуры спустя полгода наблюдения за ними имели явную тенденцию к ослаблению их здоровья. В ходе второго обследования у этих детей выявлено превалирование в вегетативном балансе возможностей симпатики над активностью парасимпатики. При продолжении избегания регулярной физической активности у обследованных возросло весоростовое соотношение на 8,4 %, обеспечив их переход в категорию, обладающих избыточной массой тела. В этой группе детей повышалась на 8,2 % напряженность адаптации системы гемоциркуляции, что вело ее на неудовлетворительный уровень.
У детей, составивших группу контроля, в ходе исследования отмечено постоянство величины индекса Кердо при стойком балансе выраженности активности парасимпатики и симпатики и постоянстве нормальной массы их тела. Кроме того, контрольная группа имела стабильность уровня адаптации сосудистой системы к выполнению физических нагрузок и оптимум физического развития.
Выводы. Школьники 11–12 лет, избегающие регулярного посещения уроков по физической культуре, имеют высокий риск появления дисфункций в организме. На это у них указывали развитие дисбаланса между активностью симпатики и парасимпатики и усиление анаболических процессов. Также у этих детей ослаблялись адаптивные возможности сосудистой системы и развивалась тенденция к снижению уровня физических возможностей.

Литература

  1. Медведев И.Н. Функциональные особенности сердца у легкоатлетов / И.Н. Медведев, Е.С. Каченкова // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 8. – С. 20-21.