Значимые качества тренера спортивной школы сельского муниципального образования

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1
Н.С. Гладкова2
Кандидат педагогических наук С.В. Иванова2
1Тюменский государственный университет, Тюмень
2Тюменский район Тюменской области

Цель исследования – изучение профессионально значимых качеств детского тренера по мнению трех субъектов сельского муниципального образования: тренеров, спортсменов и родителей.
Методика и организация исследования. Научная работа проведена в 2022 г. в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования – детско-юношеской спортивной школе (МАУ ДОДЮСШ) № 2 Тюменского района Тюменской области с привлечением тренеров (16 чел.), спортсменов-подростков (256 чел.) и их родителей (278 чел.). Выборка составила 550 человек в возрасте от 10 до 69 лет. В ходе исследования был организован онлайн-опрос по структурированным анкетам трех видов «Тренер», «Спорт­смен», «Родитель», состоящих из 10 блоков вопросов. В одном из блоков респондентам были заданы вопросы о значимых качествах идеального и реального детского тренера и предложен их перечень, с предложением оценки по 10-балльной шкале.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что представления об образе идеального детского тренера, которые сложились в сознании самих тренеров и родителей спортсменов, превосходят оценку реального тренера по большинству качеств и отличаются от оценки спортсменов-подростков, в сознании которых реальный тренер лучше, нежели идеальный. Анализ значимых качеств детского тренера показал, что все субъекты спортивной школы довольно высоко оценивают реального тренера, отдавая предпочтение таким личностным качествам, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, рассматривая его в первую очередь в качестве педагога-воспитателя. Кроме того, для тренеров и родителей важны технико-тактическая, психологическая компетентность и самоконтроль тренера, а для спортсменов-подростков и их родителей – справедливость тренера.

Ключевые слова: детский тренер, спортивная школа сельского муниципального образования, профессионально и личностно значимые качества, спортсмены-подростки, родители спортсменов.

Литература

  1. Андреева И.Р. Профессионально-важные качества личности тренера и пути их формирования / И.Р. Андреева, С.В. Бабинович, А.Ю. Скворцов // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. – 2014. – Т. 1. – № 1. – С. 8-12.
  2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание; образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 5. – С. 19-22.
  3. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – С. 265-275.
  4. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 3. – С. 7-16.
  5. Манжелей И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды вуза / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 12. – С. 24-27.
  6. Манжелей И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды школы олимпийского резерва / И.В. Манжелей, Е.Т. Колунин, Г.А. Куценко // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 94-96.
  7. Неверкович С.Д. Личность и авторитет тренера // С.Д. Неверкович / Материалы IV круглого стола научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО: матер. Международной научно-практической конференции / под общ. ред. д.п.н., проф. В.П. Губы, д.п.н., проф., академика РАО С.Д. Неверковича. – М., 2021. – С. 98-105.
  8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1948. – 322 с.
  9. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 335 с.