Профессионально-личностные качества тренера – базисный вектор успешности спортсмена

ˑ: 

Современный спорт требует своевременного раскрытия спортивного таланта юного спортсмена. Дальнейший успех его выступлений во многом обусловлен не только уровнем профессиональных знаний и умений тренера, но и развитием личностных качеств спортивного педагога: воли, дисциплинированности, способности к творческому общению. По сути, детский тренер – это прежде всего педагог, которому доверено воспитание и социализация юного спортсмена. Известно, что нельзя формировать у учеников уважительное отношение к труду, если сам тренер проявляет недобросовестность, опаздывает на занятия, отменяет тренировки, бывает несобранным. Поэтому спортивный педагог обязан постоянно осуществлять самоконтроль и предъявлять к себе высокие требования. Изучение личностных качеств спортивного тренера следует начинать с сущностной характеристики самой личности, включающей по меньшей мере четыре основных компонента.
Первый компонент представлен нравственными качествами личности спортивного тренера, которые определяют мотивационную направленность его деятельности, устойчивое стремление передать накоп­ленный спортивный опыт ученикам. Жизненная активность спортивного педагога, его убежденность и увлеченность профессией, отдача своему ремеслу, а также творческое отношение к профессиональной деятельности воспитывает у юного спортсмена желание подражать своему наставнику. Данный личностный компонент формируется под влиянием ценностей современного общества.
Второй компонент содержит приобретенные в процессе профессиональной деятельности способности – профессионально-деловые качества, которые обусловлены, в том числе и преемственностью традиций, сложившихся в спортивном коллективе.
К профессиональным качествам следует отнести дидактические способности, умение доступно объяснять задания, мотивировать учеников к занятиям, а также самостоятельному выполнению ими заданий. Такая организаторская функция невозможна без формирования академических способностей – стремления к получению новых знаний и использованию инновационных технологий спортивной подготовки. Организация тренировочного процесса обусловлена и психологической направленностью тренера на эмоциональную сферу ученика, предполагающую умение наблюдать и понимать психическое состояние юных спортсменов. Важную роль в профессиональной деятельности тренера играют речевые способности доступно и понятно для занимающихся донести методику выполнения технических приемов с учетом возрастных особенностей учеников. Планирование, организация, контроль, коммуникация в процессе занятия и подготовки к нему требуют высокого уровня управленческих способностей тренера.
Третий компонент личностных характеристик тренера представляет собой индивидуально-психологические черты, такие как память, ум, мышление, воля, эмоция и др.
Четвертый компонент связывается со специфическими свойствами личности тренера, такими, как темперамент, возраст и т.п., которые придают ему личностную индивидуальность, креативность, усиливая его профессиональные способности.
Формирование компонентного состава личностных качеств тренера должно опираться на базовые общечеловеческие ценности: гуманизм, доброту, любовь к людям, честность, чувство долга, ответственность, трудолюбие и др.
На различных этапах спортивной подготовки профессионально-личностные качества проявляются по-разному. На начальном этапе приоритетным в деятельности тренера будет формирование мотивации юных спортсменов к занятиям спортом. Поэтому от спортивного наставника требуется наличие таких качеств, как стремление и умение заинтересовать юного спортсмена высокими достижениями спортивных результатов.
Период начальной спортивной подготовки характеризуется значительными физическими нагрузками, что зачастую требует проявления авторитарных способностей тренера, подразумевающих наличие непреклонности и определенной жесткости.
Последующие этапы спортивной подготовки, когда спортсмены уже могут тренироваться в самостоятельном режиме, тренер должен уметь организовать систематический контроль за выполнением тренировочных нагрузок. В то же время содержание занятий становится вариативным за счет проявления креативных способностей спортивного педагога.
Актуальность проблемы развития профессионально-личностных качеств тренера подчеркивается в первой статье «Перспективы», подготовленной исследовательской группой из Тюмени под руководством профессора И.В. Манжелей. На основе социологического анализа результатов опроса тренеров детско-юношеских спортивных школ, юных спортсменов и их родителей показано, что все субъекты спортивной школы высоко оценивают тренера, отдавая предпочтение таким личностным качествам, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, рассматривая его в первую очередь в качестве педагога-воспитателя. Кроме того, для тренеров и родителей важны технико-тактическая, психологическая компетентность и самоконтроль тренера, а для спортсменов-подростков и их родителей – справедливость тренера.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что мастерство спортивного тренера определяется высоким уровнем профессионально-личностных качеств. Вместе с тем, тренер должен соответствовать социокультурной современности. Это означает, что спортивный педагог обладает способностью изучать и адекватно воспринимать молодежные субкультуры и преподносить себя как человека, относящегося к одной эпохе с молодыми спортсменами, понимая свою важную роль в реализации идеологии спортивного образа жизни современного общества.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева