Влияние физической нагрузки на когнитивную сферу у спортсменов-орентировщиков

ˑ: 

Аспирант Д.М. Загородникова1, 2
Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1, 2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

Цель исследования – оценить влияние физической нагрузки на когнитивную сферу (память, внимание и мышление) у спортсменов-ориентировщиков.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие студенты-юноши трех специализаций: «лыжные гонки», «ОФП» и «спортивное ориентирование», в возрасте от 18 до 24 лет, всего 45 человек. Студенты специализаций «лыжные гонки» и «спортивное ориентирование» посещали тренировки по своим видам спорта более пяти раз в неделю от 60 до 120 минут и находились на подготовительном периоде подготовки. Студенты специализации «ОФП» посещали урочные занятия в университете два раза в неделю по 60 минут.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что значения показателей когнитивных качеств до нагрузки между группами различались несущественно. Исключение составил показатель внимания по количеству ошибок – он в группе ориентировщиков исходно был достоверно ниже, чем в обеих контрольных группах. После физической нагрузки отмечалось улучшение большинства показателей в группе ориентировщиков, тогда как в контрольных группах улучшение было отмечено только по одному показателю.
Полученные данные позволили заключить, что у спортсменов-ориентировщиков на фоне интенсивных физических нагрузок отмечается рост показателей, характеризующих конативные качества. Можно предполагать, что это является результатом формирования технической подготовленности в данном виде спорта.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, лыжные гонки, когнитивная сфера, физические нагрузки.

Литература

  1. Загородникова Д.М. Виды подготовок в спортивном ориентировании / Д.М. Загородникова, Л.В. Капилевич, Г.С. Ежова и др. // Физическая культура, здравоохранение и образование. Материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. Под ред. Е.Ю. Дьяковой. – Томск. – 2021. – С. 261-266.
  2. Корректурная проба Б. Бурдона. [Электронный ресурс]: Психологический Журнал. – 2014. – 2022. – URL: https://psychojournal.ru/tests/1211-korrekturnaya-proba-test-burdona.html (дата обращения: 10.10.2021).
  3. Миллер Л.Л. Гарвардский степ-тест // Спортивная медицина: учебное пособие / Миллер Л.Л. – М.: Человек. – 2015. – С. 51-52.
  4. Проверка кратковременной памяти [Электронный ресурс]: // Интерактивный портал-книга методик саморазвития и достижения успеха. – 2014 – 2022. – URL: https://metodorf.ru/tests/kratkovremennaya_pamyat.php (дата обращения: 10.10.2021).
  5. Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) [Электронный ресурс]: psylist.net. – 2022. – URL: http://psylist.net/praktikum/00090.htm (дата обращения: 10.10.2021).
  6. Ширинян А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика. / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. – М.: Академ принт. – 2012. – 112 с.