Влияние йоги на развитие гибкости у студентов

ˑ: 

Аспирант Н.А. Зинченко1
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Горовой1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Швец2
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Чайченко2
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Митусова2
1Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина, Мозырь
2Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Московская область

Цель исследования – оценка эффективности использования йоги для развития гибкости студенток педагогических специальностей.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 76 студенток 1-го курса технолого-биологического факультета МГПУ им. И.П. Шамякина, которые были разделены на контрольную (КГ, n=37) и экспериментальную (ЭГ, n=39) группы. Со студентками КГ занятия проводились в соответствии с традиционной программой по физической культуре. Программа подготовки в ЭГ была рассчитана на 15 занятий (30 учебных часов). Первые два занятия включали определение начального уровня физической подготовки, в том числе гибкости, а также знакомство с теоретическими аспектами йоги и правилами выполнения упражнений. Следующие занятия носили практический характер. Они предусматривали непосредственное изучение и выполнение асан в подготовительной части занятия, вместо традиционной разминки в течение 20-30 мин. Повторения одной группы упражнений постепенно увеличивали до 5-6 раз. Во время первых практических занятий студентам был предложен начальный классический комплекс Сурья Намаскар, состоящий из 12 асан. Все они выполнялись в строгой последовательности и в определенном ритме дыхания.
Результаты исследования и выводы. Результаты во всех контрольных упражнениях у девушек экспериментальной группы достоверно выше. Выбранная методика развития гибкости студенток на занятиях по физической культуре достаточно эффективна. По результатам оценки уровня развития гибкости у студенток установлено, что включение в программу физической культуры йоги позволит не только сохранить, но и улучшить данное физическое качество, а следовательно, оказать положительное влияние на физическую подготовленность студенток.

Ключевые слова: йога, физическая культура, гибкость, студентки.

Литература

  1. Браун К. Йога: подробное руководство по выполнению поз: [общее руководство: перевод с английского] / Кристина Браун. / М.: Кладезь-Букс. – 2010. – Физические характеристики. – 399 с.
  2. Жадько, Д.Д. Сравнительная характеристика динамики физической подготовленности студентов учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» в течение учебного года / Д.Д. Жадько, В.В. Григоревич // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. – 2017. – №  2 (50).
  3. Зайцева Т.В. Развитие гибкости у студентов посредством физических упражнений / Т.В. Зайцева, Е.В. Шутьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 1 (январь). – С. 81–85.
  4. Зинченко, Н.А. Методическая системная модель использования современных фитнес-технологий в физическом воспитании студентов / Н.А. Зинченко, В.И. Метлушко, Н.Н. Таргонский // Физическая культура и спорт в современном мире [Электронный ресурс]: рецензируемый сборник научных статей / Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины; редкол.: Г.И. Нарскин (гл. ред.) и др. – Электронные текстовые данные (5,13 МБ). – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2021. – Режим доступа: http:/conference.gsu.by. – Заглавие с экрана. – С. 25–30.
  5. Зинченко, Н.А. Применение фитнес-технологий в физическом воспитании студентов / Н.А. Зинченко, В.И. Метлушко, Н.Н. Таргонский // Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений [Электронный ресурс]: сборник научных статей XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Глазовск, 22-26 марта 2021 г. / ФГБОУ ВО Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2021. – С. 513–516.
  6. Зинченко, Н.А. Фитнес-технологии в практике проведения уроков физической культуры / Н.А. Зинченко, В.А. Конопацкий, Е.И. Кондратюк // Наука и молодежь – 2021: взгляд в будущее. Международный научно-практический форум. – Оренбург, 22-23 апреля 2021 г.: сб. статей / ред. кол.: Т.Г. Русакова, В.А. Зебзеева, Г.Н. Мусс, А.К. Мендыгалиева, Н.В. Литвиненко. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – С. 413–416.
  7. Медведева А.С. Применение асан фитнес-йоги в системе физического воспитания студентов вузов / А.С.Медведева, Д.А. Кружков // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2017. – № 2.