Ситуация успеха как средство формирования мотивации к занятиям физической культурой

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Терехина
Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – определить и научно обосновать потенциал ситуации успеха как педагогической технологии, способствующей формированию мотивации к занятиям физкультурой.
Методика и организация исследования. Использовались теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. Изучение педагогического опыта основано на проведении опросов, бесед, анкет среди учеников 6-8 классов общеобразовательной школы. В работе выделены и изучены приемы создания ситуации успеха: «Преодоление страха», «Скрытая инструкция», «Авансирование», «Неожиданная радость», «Даю шанс», «Высокая оценка детали», «Лестница».
Результаты исследования и выводы. Ситуация успеха как педагогическая технология формирования мотивации к занятиям физкультурой может успешно использоваться. Материалы исследования показали достаточно высокую эффективность применения выбранной методики. Подчеркивается, что внесение в учебную деятельность позитивных переживаний, связанных с достижением успеха, способствует возникновению устойчивого интереса к физкультуре и спорту, физическому развитию, формированию спортивных навыков, получению высоких результатов, стремлению поддерживать и развивать свои достижения, защищать честь класса и школы на спортивных мероприятиях. Данные исследования могут быть использованы в качестве методических рекомендаций учителями и преподавателями физической культуры общеобразовательных школ, а также на курсах повышения квалификации учителей физической культуры.

Ключевые слова: ситуация успеха, мотивация, физическая культура, достижение результатов.

Литература

  1. Андреева, Ю.В. Ситуация успеха как здоровьесберегающая образовательная технология / Ю.В. Андреева // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 5. – C. 25–27.
  2. Андреева, Ю.В. Ситуация успеха как социальная технология (на примере образовательной деятельности) / Ю.В. Андреева // Вестник БИСТ Башкирского института социальных технологий. – 2020. – № 4 (49). – С. 129–134.
  3. Бабушкин, Е.Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / Е.Г. Бабушкин. – Омск, 2011. – 117 с.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения): книга для учителя / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  5. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учебник для ин-тов и ф-тов физ. культ. / Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 485 с.
  6. Крикунова, М.А. Мотивация занятий физической культурой и спортом: учебно-методическое пособие / М.А. Крикунова, Е.Г. Саламатова, Т.В. Карсакова. – Саратов, 2010. – 43 с.
  7. Логинов, В.В. Методика актуализации потребности в физической культуре у школьников / В.В. Логинов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – № 1. – С. 180–188.
  8. Ястребов, В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Ястребов. – Волгоград, 2004. – 24 с.