Уровень физической подготовленности детей 4-5 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.И. Кравчук1
Аспирант О.Е. Туковская1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Е. Яворская2
1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
2Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

Цель исследования – оценить состояние физической подготовленности детей 4-5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение в условиях Крайнего Севера.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения «Колобок» ЯНАО г. Новый Уренгой в форме физкультурных занятий по физическому воспитанию, в котором приняли участие 59 детей четырех лет и 38 детей пяти лет, регулярно посещающих детский сад. В ходе исследования изучалось состояние развития физических качеств детей младшего и среднего дошкольного возраста в течение учебного года с учетом исходных, промежуточных и конечных показателей.
Результаты исследования и выводы. Как показали результаты исследования, уровень физической подготовленности детей в начале учебного года соответствовал уровню возрастных нормативов в пяти тестах у детей 4 лет: ловкости, скоростной выносливости, быстроте, динамической и скоростной силе. Дети 5 лет в трех тестах достигли возрастных нормативов: в скоростной выносливости, динамической силе и быстроте. В остальных ФК уровень развития был ниже: у детей в обоих возрастах в статической силе и гибкости, 5 лет – в ловкости и скоростной силе. Конечные показатели развития ФК улучшились достоверно по сравнению с исходными данными, за исключением ловкости в обоих возрастах.

Ключевые слова: дети 4-5 лет, дошкольное учреждение, учебный год, физическая подготовленность, Крайний Север, сравнение, возрастные нормативы.

Использованная литература

  1. Кравчук, А.И. Комплексное физическое воспитание детей 2 и 3 лет: моногр. / А.И. Кравчук, А.Ю. Шрейдер. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2018. – 108 с.
  2. Кравчук, А.И. Теория комплексного физического воспитания детей / А.И. Кравчук // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 18–28.
  3. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Часть 2, 3. / А.И. Кравчук. – Новосибирск: НГПУ, 1998. – 136 с.
  4. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М.: АСТ, 1998. – 272 с.
  5. Мухина, М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста: моногр. / М.П. Мухина. – Омск: СибГУФК, 2017. – 154 с.
  6. Осокина, Т.И. Физическое воспитание детей на Севере: из опыта работы / Т.И. Осокина, В. А. Чунтонова. – М.: Просвещение, 1981. – 158 с.
  7. Шеменев, А.В. Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста с учетом влияния сезонных периодов Крайнего Севера: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.В. Шеменев. – Омск, 2003. – 220 c.
  8. Шредер, А.Ю. Уровень двигательных навыков, физических качеств и психомоторики детей 2-3 годов жизни при использовании комплексного физического воспитания / А. Ю. Шредер // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы всероссийской науч. практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов / СибГУФК. Омск, 2009. – С. 290–295.