Система стимулов и поощрений в условиях полисубъектного управления продвижением комплекса ГТО в Российские вузы

Система стимулов и поощрений в условиях полисубъектного управления продвижением комплекса ГТО в Российские вузы

ˑ: 

Интерес к повышению эффективности внедрения комплекса ГТО в вузах вызван обострением политической обстановки, в которой оказалась современная Россия.
Известно, что комплекс ГТО – составляющая часть физического воспитания подрастающего поколения, студенческой молодежи, а также нормативная основа физической подготовки населения страны. Быть физически активным и вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) для многих из нас стало модным и актуальным. Здоровый студент – приоритетная задача высшей школы. Решить ее возможно при формировании мотивации на занятиях физическими упражнениями и спортом. При этом необходимо понимание роли образовательных учреждений в реализации данного направления как организаций, охватывающих наиболее активную и сознательную часть российской молодежи. Студенту в период становления его нравственных ценностей важно заложить основы ЗОЖ, неотъемлемой частью которого является физическая подготовка. Однако учеными и практиками отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья и физического развития современной молодежи. По данным социологических исследований, большая часть студентов ведет пассивный образ жизни, не придерживается системы правильного питания и оптимального распределения умственной и физической нагрузки (Пешкова, 2020). Безусловно, такая ситуация сказывается на снижении показателей здоровья, что, в свою очередь, приводит к ухудшению демографических показателей развития нашей страны.
Подготовка к сдаче норм ГТО – интересный и важный социальный проект, который дает возможность разнообразить формы физической подготовки, повысить мотивацию студентов к физической тренировке, соревновательной деятельности. Например, эффективным способом формирования мотивации может стать внедрение новых видов спорта в физическое воспитание в вузе, таких как йога, роллер-спорт, воркаут, джампинг, паркур и др. Данные виды спорта не требуют дорогостоящих сооружений, оборудования и инвентаря, поэтому могут найти применение в любом образовательном учреждении.
В рамках реализации проекта ГТО можно повысить такие жизненно важные качества, как выносливость, сила, быстрота, оперативность мышления, стабильность нервной системы, умение работать в команде, организованность, дисциплинированность, инициативность. Комплекс ГТО является средством формирования у студента личной ответственности за собственное здоровье, активной гражданской позиции.
Важнейшим условием повышения интереса студентов к сдаче норм ГТО является рефлексия, в ходе которой обучающиеся могут самостоятельно анализировать свои действия, совместно с преподавателем обсуждать результаты, осуществлять поиск способов и путей их улучшения. В этой связи становятся важными личность и профессиональная компетентность преподавателя, его мотивация и способность к повышению квалификации, самообразованию. Педагог может и должен создать благоприятные условия, мотивирующие студентов к сдаче нормативов.
Понимая важность комплекса ГТО, руководству вуза необходимо проявлять гибкую политику вовлечения студентов в деятельность по подготовке и сдаче нормативов, создавать систему стимулов и поощрений. Для школьников, заканчивающих обучение и поступающих в вуз, такая система уже создана в виде дополнительного увеличения баллов ЕГЭ. Следует продолжить формирование и применение стимулов на протяжении всего периода обучения студентов в вузе, таких как: увеличение размера стипендии, получение места в общежитии, переход от одного уровня образования на другой на бюджетной основе, приоритетное распределение на производственные практики и т. д.
При этом важно помнить, что современный комплекс ГТО предполагает добровольное участие в сдаче нормативов. Любая форма принуждения со стороны руководства приведет к формализму и негативной реакции студентов на участие в данном проекте.
В то же время ориентация руководства вуза на создание комфортной среды для занятий спортом в вузе путем строительства стадионов, спортивных залов, современных площадок, обустройство тренажерных залов, доступ в бассейны на бесплатной основе позволит расширить количество студентов, желающих сдать нормативы комплекса ГТО.
В первой статье «Перспективы», подготовленной авторами из Москвы под руководством д. п.н. Л. Г. Рыжковой, обосновывается проведение многодневного фестиваля ГТО как эффективного средства привлечения студентов к активному участию в выполнении нормативов. В рамках спортивного мероприятия студенты имеют возможность самостоятельно выбирать для себя наиболее подходящее время для участия в испытаниях и начинать тестирование в хорошей физической форме. Фестиваль ГТО позволяет решить очень важную проблему, связанную с возможностью пересдать испытания, когда из-за одного-двух неудачно выполненных тестов участник оказывается без знака отличия. Подчеркивается, что тесное сотрудничество кафедр физического воспитания вузов и Центров тестирования ГТО способствует расширению контингента студентов, желающих сдать нормативы ВФСК ГТО.
В заключение следует подчеркнуть, что успешное продвижение комплекса ГТО в российские вузы станет возможным в условиях полисубъектного управления, объединяющего совместную работу преподавателей физической культуры, руководства вуза, административных центров и самих студентов. Приоритетным направлением такой организации должна быть система стимулов и поощрений, формирующих позитивную мотивацию обучающихся к сдаче норм ГТО.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева