Дистанционные занятия физической культуры в вузе в сравнении с традиционной формой обучения

Дистанционные занятия физической культуры в вузе в сравнении с традиционной формой обучения

ˑ: 

Кандидат психологических наук Ф.Ф. Костов1, 3
Аспирант А.С. Угрюмов3
Кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Яковлев2, 3
1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
2Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург
3Высшая школа экономики, Санкт-Петербург

Цель исследования – оценить возможности дистанционной формы практического обучения по физической культуре для поддержания уровня физической активности студентов.
Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе НИУ ВШЭ СПб в период с февраля 2020 года по настоящее время и была направлена на изучение физической активности студентов, а также оценку их мнения об уровне своей физической подготовленности и возможности сохранения онлайн-обучения по физической культуре и спорту. В опросе приняло участие 210 обучающихся в НИУ ВШЭ СПб. Из них 76 студентов (36,2%) – 1-й курс, 66 студентов (31,4%) – 2-й курс, 60 студентов (28,6%) – 3-й курс и восемь студентов (3,8%) – 4-й курс. Занятия по физической культуре в вузе были организованы следующим образом. Начиная с февраля 2020 года практические занятия по физической культуре в очном режиме не проводились, а были заменены на теоретические в дистанционном формате. В результате физическая активность студентов резко снизилась. В 2020-2021 учебном году у студентов появилась возможность выбора между теоретическими занятиями, участием в практическом онлайн-занятии физической активностью с преподавателями ВШЭ и предоставлением абонемента о посещении спортивного клуба. В 2021-2022 учебном году данная организация занятий сохранилась.
Результаты исследования и выводы. Практические занятия по физической культуре в дистанционном формате позволяют поддерживать уровень физической активности студентов, однако очные занятия в силу доступности спортивного инвентаря, групповых форм общения и непосредственного контакта с преподавателем остаются бесспорными лидерами и оказывают наилучший оздоровительный эффект.

Ключевые слова: физическая активность, дистанционное обучение, пандемия.

Литература

  1. Вонсович, К.А. Исследование саморегуляции произвольной активности у студентов института физической культуры / К.А. Вонсович, Л.Н Рогалева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2014. – №2. – С. 89–95.
  2. Костов, Ф.Ф. Физическая активность и психолого-педагогическая нагрузка студентов в условиях дистанционного обучения / Ф.Ф. Костов, Н.Л. Волкова, П.В. Родичкин // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 9. – С. 70–71.
  3. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор / Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2020. – 24 с.
  4. Столяров, В.И. Влияние пандемии коронавируса на физкультурно-спортивную активность населения Российской Федерации / В.И. Столяров, А.Г. Абалян, Т.Г. Фомиченко, С.А. Воробьев // Теория и практика физической культуры. – 2021. – 9. – С. 32–34.
  5. Эльмурзаев, М.А. Социокультупный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 2. – С. 52–54.