Влияние спортизированных занятий на показатели гибкости студентов

Влияние спортизированных занятий на показатели гибкости студентов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Красникова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Коричко1
Ю.Н. Савельева1
1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Цель исследования – на основе сравнительного анализа выявить влияние спортизированных занятий на показатели гибкости среди представителей студенческой молодежи.
Методика и организация исследования. В ходе эксперимента приняли участие студенты 1-го и 2-го курса, занимающиеся в спортивно-ориентированных группах, по следующим направлениям: циклический вид спорта (плавание), смешанный (волейбол) и ациклический, силовой (атлетическая гимнастика). Для изучения степени влияния спортизированных направлений на показатели гибкости проводилось тестирование 102 студентов по окончании семестра. Гибкость оценивались по пяти нормативам: изучались симметричные показатели, подвижность плечевого сустава и позвоночного столба.
Результаты исследования и выводы. Сравнительный анализ показателей студентов, посещающих различные спортизированные направления, показал, что наибольший эффект развития гибкости достигается в процессе занятий плаванием. Воздействие водной среды на организм и циклический характер работы оказывают благоприятный эффект на показатели гибкости, в том числе приводят к гармоничному развитию. В результате занятий волейболом активно развивается гибкость левой стороны туловища и увеличивается подвижность плечевого сустава правой руки. Отмечается асимметрия развития гибкости правой и левой сторон, как у юношей, так и у девушек. Малоэффективными, в развитии гибкости, отмечены занятия атлетической гимнастикой, на что указывают данные тестирования представителей студенческой молодежи. Чрезмерно развитые силовые способности стимулируют увеличение поперечника мышечного волокна, что негативно сказывается на проявлении гибкости у занимающихся. С помощью сравнительного анализа в исследуемых спортизированных направлениях были обнаружены достоверные гендерные отличия развития гибкости. В частности, показатели гибкости представительниц женского пола развиты лучше, в сравнении с юношами, у занимающихся волейболом и атлетической гимнастикой. Исключение составляют юноши, занимающиеся волейболом, у которых показатели подвижности плечевого сустава правой руки преобладают перед аналогичными значениями девушек. Не отмечено гендерных отличий в результатах симметричных тестов у представителей спортизированного направления циклического характера (плавание).

Ключевые слова: спортизация, плавание, волейбол, атлетическая гимнастика, гибкость, студенческая молодежь.

Литература

  1. Антонова, М.С. Взгляды исследователей на роль и место подвижности в суставах в структуре двигательной деятельности человека / М.С. Антонова, В.А. Торопов // Вестник спортивной науки. – 2008. – № 2. – С. 45–48.
  2. Венгерова, Н.Н. Кондиционные тренинги развития гибкости студентов в рамках элективного курса по физической культуре / Н.Н. Венгерова, Л.Т. Кудашова // Гуманизация образования. – 2018. – № 6. – С. 17–22.
  3. Коричко, Ю.В. Индивидуализация физкультурно-спортивных занятий вузе с применением средств гимнастики / Ю.В. Коричко, Л.Г. Пащенко // Теория и методика физической культуры и спорта. – 2020. – № 12. – С. 52–53.
  4. Красникова, О.С. Гендерные отличия в развитии гибкости у студентов в процессе занятий плаванием / О.С. Красникова, С.А. Давыдова, Н.Д. Ткачева // Материалы IX Всероссийской науч.-практ. конференции. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – С. 240–243.
  5. Лубышева, Л.И. Спортизация как фактор вовлечения населения в массовую спортивную подготовку / Л.И. Лубышева, Ш.З. Хуббиев, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 3. – С. 100–102.