Тренировка квалифицированных кикбоксеров в условиях годичного макроцикла

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Руденко
О.В. Костромин
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Доктор педагогических наук, профессор Г.И. Мокеев
Кандидат педагогических наук, доцент К.В. Шестаков
Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа

Ключевые слова: планирование, тренировочные нагрузки, макроцикл, объем, интенсивность.

Чтобы корректно управлять подготовкой спортсменов, нужны необходимые для эффективного решения поставленных задач взаимосвязи между тренировочными воздействиями и состоянием спортсменов. Однако нередко исследователи анализируют лишь качество воздействий, что снижает эффективность управления.

Цель исследования – определить взаимосвязь динамики тренировочных нагрузок и состояния квалифицированных кик­бок­се­ров‑юнио­ров в годичном макроцикле.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в течение 2003–2008 гг. с участием группы кикбоксеров‑юниоров 17–18 лет, имеющих квалификацию I разряда и КМС.

Структура тренировочных нагрузок в рамках годичного цикла изучалась по методике, успешно зарекомендовавшей себя в боксе (Г. И. Мокеев, Ю. Б. Никифоров, А. В. Черняк, 1977–1986; Г. И. Мокеев, А. Г. Ширяев, 1997). Учитывались около 30 параметров тренировочной деятельности: объем (мин), интенсивность ( %) и общая нагрузка (произведение объема и интенсивности) в каждой из 6 групп упражнений (ОФП, специальноподготовительные упражнения – СПУ, упражнения на боксерских снарядах – УБС, упражнения на совершенствование технико-тактического мастерства (СТТМ) с партнером, условные бои – УБ, вольные бои и спарринги – ВБС), а также суммарная нагрузка за годичный и полугодичный макроциклы, периоды, этапы; микроциклы, объем нагрузки в каждой из пяти зон интенсивности. Такая программа исследования позволила оценить в том числе избирательную направленность выполняемых нагрузок, последовательность и вариативность их включения в различные звенья годичного макроцикла, причем с достаточно развернутой фактологической аргументацией и «технологической» конкретизацией (подходы, способы, приемы) реализации.

Использованная литература

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общ. основы теории и методики физ. воспитания: теор.-метод. аспекты спорта и проф.-приклад. форм физ. культуры): учебник для ин-тов физ. культуры: доп. Гос. ком. СССР по физ. культуре и спорту / Матвеев Л.П. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  2. Мокеев Г.И. Построение тренировки боксеров высших разрядов на предсоревновательном этапе подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.И. Мокеев. – М., 1983. – 18 с.
  3. Руденко Г.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта: (на примере бокса): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.В. Руденко. – Пос. Малаховка (Моск. обл.), 1987. – 24 с.
  4. Туманян Г.С. Кинезиология как ветвь науки и учебная дисциплина / Г.С. Туманян // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб. науч. тр. / МОГИФК. – Малаховка, 1991. – С. 150-158.

Информация для связи с автором: panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 14.02.2014 г.