Пространственно-временные психомоторные ориентиры двигательных характеристик в волейболе

ˑ: 

Аспирант А.А. Ржанов1
Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Ахматгатин3
Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский1, 2
Кандидат педагогических наук А.Г. Харьковская3
1Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск
2Иркутский государственный университет, Иркутск
3Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, Краснодар

Цель исследования – определение значимости и интерпретирование влияния психомоторных пространственно-временных характеристик волейболистов на игровой процесс, поиск путей и методов, позволяющих эффективно формировать и развивать эти способности.
Методика и организация исследования. Новизна разработанной методики развития психомоторных пространственно-временных характеристик волейболистов заключается в их эффективной оценке и подборе тренировочных средств, развивающих двигательные возможности спортсменов. Экспериментальная группа (ЭГ) тренировалась с применением разработанных методических средств, формирующих психомоторные пространственно-временные ориентировки волейболистов. Контрольная группа (КГ) тренировалась по программе для спортивных школ. В эксперименте приняли участие 72 воспитанника СШОР г. Ангарска возраста 9-13 лет. Эксперимент продолжался с сентября 2019 по сентябрь 2021 года.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования было установлено, что в КГ значимых изменений в различительной чувствительности движений (РЧД) не было, а в ЭГ наблюдалось ее значимое улучшение. Оценка результатов психомоторной деятельности спортсменов в тестах с игровыми приемами, проведенная в конце эксперимента, показала значимые различия между группами, характеризующие улучшение точности выполнения приемов ЭГ относительно КГ.

Ключевые слова: волейбол, психомоторика, чувствительность движений.

Литература

  1. Бальсевич, В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич, В.Г. Большенков, Ф.П.  Рябинцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 2. – С. 13–18.
  2. Бриль, М.С. Отбор в спортивные школы по волейболу на основе модельных характеристик спортсменов высшей квалификации / М.С Бриль, Ю.Н. Клещев // (методические рекомендации). – М., 1988. – 45 с.
  3. Железняк, Ю.Д. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «волейбол» и «пляжный волейбол») / Ю.Д. Железняк, В.В. Костюков, А.В. Чачин // М., 2016 – 223 с.
  4. Лешева, Н.С. Содержание психомоторного цикла и его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у волейболисток / Н.С. Лешева, В.Д. Гетьман, Н.В. Луткова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 9. – С. 56–58.
  5. Марков, К.К. Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы / К.К. Марков, О.О. Николаева // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8 (4). – С. 943–947.
  6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник (для тренеров): 2 кн. / В.Н. Платонов. – М. Олимп. лит., 2015. Кн. 1. – 680 с.; Кн. 2. – 752 с.
  7. Ржанов, А.А. Формирование реакции выбора в волейболе / А.А. Ржанов, А.А. Ахматгатин, С.А. Гальцев и др. // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 10. – С. 92–94.
  8. Ржанов, А.А. Методика спортивного отбора подростков с учетом их способности к решению двигательных задач / А.А. Ржанов // Научный журнал: Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2021. – №  1 (55). – С. 133–143.
  9. Тинюков, А.Б. Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий. / А.Б. Тинюков, С.Н. Ключникова, Л.А. Кочурова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – Т. 12. – № 1. – С. 96–103.
  10. Шестаков, М.М. Изменение точности различения пространственных и силовых параметров движений у юных футболистов 13-15 лет под воздействием утомления / М.М. Шестаков, И.В. Кулекин, Ж.Г. Аникиенко и др. // Теория и методика спортивной тренировки. – 2019. – № 3. – С. 26–30.