Теоретическое моделирование оценки профессионального мастерства спортсменов

Теоретическое моделирование оценки профессионального мастерства спортсменов

ˑ: 

Кандидат психологических наук А.И. Харитонова1
Кандидат психологических наук, доцент Е.М. Климова2
1Центральный спортивный клуб Армии, Москва
2Московский государственный областной университет, Мытищи, Московская область

Цель исследования заключалась в разработке теоретической модели оценки уровня профессионального мастерства спортсменов.
Методика и организация исследования. На основе теоретического анализа, синтеза, экспертной оценки и моделирования были выделены критерии, индикаторы, показатели оценки уровня профессионального мастерства спортсменов, что позволило разработать теоретическую модель оценки уровня профессионального мастерства спортсменов, состоящую из целевого, технологического, процедурного и результативного компонентов.
Результаты исследования и выводы. В ходе проведенного теоретического анализа определено, что профессиональное мастерство спортсмена – это интегральный показатель, который включает в себя высший уровень освоенных профессиональных умений в области спорта, эффективность и надежность, ответственность, эмоциональную устойчивость, специальные способности, самореализацию спортсмена и включает в себя высшую квалификацию. Учитывая указанные показатели, теоретическая модель оценки профессионального мастерства спортсменов включает следующие компоненты: целевой, технологический, процедурный и результативный.

Ключевые слова: профессиональное мастерство, оценка мастерства, целевой компонент, технологический компонент, процедурный компонент, результативный компонент.

Литература

  1. Коняхина, Г.П. Комплексный контроль в спорте: учебно-методическое пособие / Г.П. Коняхина. – Челябинск: Уральская академия, 2020. – 71 с.
  2. Мельник, Е.В. Экспертная оценка успешности спортивной деятельности (на примере сложнокоординационных видов спорта) / Е.В. Мельник, Е.В. Силич // Спортивный психолог. – 2010. – № 3 (21). – С. 73– 97.
  3. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / В.Л. Марищук и др. 2-е изд., доп. и испр. М.: Просвещение, 1990. 256 с.
  4. Михута, И.Ю. Современный подход к интегральной оценке степени готовности и подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности / И.Ю. Михута, П. Сун, Лю И. // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2019. – № 2 (100). – С. 45–49.
  5. Никитушкин В.Г. Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов. – М.: Спорт, 2018. – 320 с.
  6. Овечкин, А.М. Методика оценки технико-тактической подготовленности хоккеистов / А.М. Овечкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 4. – С. 68.
  7. Павлов, С.В. Методика оценки технической и тактической подготовленности тхэквондистов в соревновательных поединках / С.В. Павлов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 56–60.
  8. Смирнов Ю.И. Методы оценки и контроля соревновательной надежности спортсмена: Учеб. пособие / Ю.И. Смирнов, И.И. Зулаев. – Моск. гос. акад. физ. культуры. пос. Малаховка (Моск. обл.): МГАФК, 1995. 72 с.
  9. Современная система спортивной подготовки / под ред. В.Л. Сыча, Ф. Л. Суслова, Б. Н. Шустина. М.: Физкультура и спорт, 1995. – 320 с.
  10. Фискалов В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. – М.: Спорт, 2016. – 350 с.
  11. Харитонова, А.И. Личностный потенциал спортсменов как детерминанта профессионального мастерства: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / А.И. Харитонова. – Мытищи, 2021. – 206 с.