Современные социальные противоречия массового спорта

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Цель исследования – выявление современных социальных противоречий массового спорта на основе анализа вовлеченности молодежи в физкультурно-спортивную активность во время досуга.
Методика и организация исследования. В конкретном социологическом исследовании приняли участие 930 молодых людей в возрасте от 18 до 39 лет. Анкетирование показало, что 64,9% респондентов используют средства физической культуры и спорта во время досуга. Большинство уверены, что эти занятия могут способствовать достижению успеха в карьере. Из числа вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность 34,4% предпочитают индивидуальные занятия, 37,1% – групповые, мотивы занятий у них существенно не различаются. В обеих группах присутствуют молодые люди, избегающие участия в соревнованиях. Самостоятельно используют средства физической культуры и спорта на досуге 38,9% из общего числа вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность.
Результаты исследования и выводы. Анкетирования показало противоречивость направлений массового спорта: движению «Спорт для всех», ориентированному на объединение занимающихся, через систему массовых физкультурно-спортивных мероприятий противопоставляются лица, обособляющиеся в процессе самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и избегающие взаимодействия с другими участниками.

Ключевые слова: «Спорт для всех», «Спорт для себя», физкультурно-спортивная деятельность, спортивная культура личности, вовлеченность, молодежь, досуг, состязательные отношения.

Литература

  1. Бурцев, В.А. Теоретическая модель спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Г.Л. Драндров, С.Г. Боровик // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-17. – С. 3816–3820.
  2. Левченко В.В. Функциональный аспект анализа состязательных форм социального взаимодействия / В.В. Левченко, А.В. Карпов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2014. – № 2 (23). – С. 193–201.
  3. Лубышева, Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. – С. 6–8.
  4. Пащенко, Л.Г. Готовность к участию в массовых мероприятиях студентов в условиях физкультурно-рекреационной деятельности / Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 6. – С. 76–78.
  5. Столяров, В.И. Теоретические концепции «Спорта для всех» / В.И. Столяров // Спорт, человек, здоровье: VII Международный научный конгресс, Санкт-Петербург: Олимп-СПб., 2015. – С. 68–70.
  6. Столяров В.И. Теория и практика гуманистического спортивного движения в современном обществе (критический анализ состояния и новые концепции). Ч. 1: монография / В.И. Столяров. – М.: РУСАЙНС, 2018. – 164 с.
  7. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2030 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р. URL: http://www.minsport.gov.ru.