Особенности мотивации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к участию в тренировочном процессе по русскому жиму

Фотографии: 

ˑ: 

Соискательница М.А. Корнева
Член Паралимпийского комитета России, кандидат педагогических наук, доцент А.С. Махов
Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя
Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова
Московский педагогический государственный университет, Москва

Ключевые слова: мотив, спорт­смен-ин­валид с поражением опор­но-дви­га­те­льного аппарата, русский жим, тренировочный процесс.

Введение. Предметом дискуссий современных исследователей адаптивного спорта является проблема слабой мотивации к занятиям спортом значительной части самих инвалидов [3–6].
Адаптивный спорт в отличие от паралимпийского развивается в двух направлениях: рекреационно-оздо­ро­ви­те­ль­ный спорт и спорт высших достижений, при этом основная задача адаптивного спорта – максимальное вовлечение лиц с инвалидностью в занятия физическими упражнениями и спортом, а значит, их социализация.

Паралимпийский же спорт, несмотря на большую социальную значимость, направлен на достижение спорт­сме­на­ми-па­ра­лим­пий­ца­ми результатов международного уровня, завоевание высоких мест на международных соревнованиях, установление национальных, континентальных и мировых спортивных рекордов с целью показать детям, подросткам и молодежи, обществу в целом пример преодоления трудностей, духовного и физического совершенствования, ведения здорового образа жизни [7].

В связи с этим для людей с инвалидностью разных нозологий более привлекательны различные виды адаптивного спорта, не входящие в программу паралимпийских игр, поскольку большинство из них – это инвалиды с детства, никогда не участвовавшие в спортивной деятельности, в отличие от паралимпийского спорта, в котором всё чаще появляются бывшие спортсмены с приобретённой инвалидностью.

Литература

  1. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. – Омск: СибГАФК, 2000. – 179 с.
  2. Корнева М.А. Анализ требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н. Степанова // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 1 (107). – С. 48–53.
  3. Махов А.С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование: монография / А.С. Махов. – М.: РУДН, 2011. – 196 с.
  4. Махов А.С. Концепция управления развитием адаптивного спорта в России / А. С. Махов // Учёные записки СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 2 (96). – С. 96–101.
  5. Махов А.С. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России / А.С. Махов, О. Н. Степанова // Учёные записки СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 12(58). – С. 67–71.
  6. Махов А.С. Теория и практика управления развитием адаптивного спорта в России: монография / А.С. Махов. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала Ивановского государственного университета, 2013. – 185 с.
  7. Модельный закон «О паралимпийском спорте» от 25.11.2008 № 31-13.
  8. Осокина Е.А. Потребности и мотивы (целевые установки) глухих женщин 25–35 лет к занятиям фитнесом / Е.А. Осокина, О.Н. Степанова // Культура здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы: Матер. Всерос. (дистанционной) науч.-практ. конф. – Шуя: ШГПУ, 2012. – С. 161-165.
  9. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта / О.Н. Степанова. – М.: Советский спорт, 2007. – 256 с.

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

Поступила в редакцию 1.03.2014 г.