Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор К.К. Марков
Сибирский федеральный университет, Красноярск
Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск

Ключевые слова: спорт, психомоторные качества, различительная чувствительность.

Введение. Современный уровень развития мирового спорта требует от спортсменов высокой степени развития базовых физических, тех­ни­ко-так­ти­чес­ких и психических качеств и способности эффективно интегрировать их в жестких условиях спортивных соревнований. Спортсмен в зависимости от вида спорта часто соревнуется в условиях жесткого лимита времени, в не программируемых заранее ситуациях ответных действий, при физическом контакте с соперником, точно и гибко дозируя временные, силовые и пространственные параметры своих движений, эффективность которых в итоге определяет его результат. По степени вариации указанных характеристик соревновательной деятельности и уровня значимости каждой из них в отдельности в достижении конечного спортивного результата различные виды спорта могут быть разделены на две группы, принципиально различающиеся характером предопределенности действий спортсменов, уровнем запрограммированности всего комплекса психических и моторных проявлений двигательной деятельности.

К первой группе [8, 10] относят виды, в которых соревновательная деятельность спортсмена осуществляется в довольно жестких пространственно-временных и динамических условиях с высоким уровнем запрограммированности как структуры отдельных движений, так и их соединения в целостные моторные акты (легкая атлетика, гимнастика, плавание, стрельба, гребля, тяжелая атлетика, лыжи, велосипед и др.). Различного рода тактические действия в ходе спортивной борьбы, несмотря на специфическую форму в каждом из этих видов спорта, как правило, весьма незначительно изменяют кинематические и динамические параметры и структуру движений. Во второй группе видов спорта движения спортсмена представляют собой ответные действия при непосредственном контакте с соперником (спортивные игры, фехтование, спортивные единоборства и др.) и без него (волейбол, теннис, настольный теннис, бадминтон).

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: Ощущение, восприятие / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 1972. – С. 7–32.
  2. Дикунов А.М. Управление пространственными параметрами двигательных действий методами наглядной информации: автореф. дис. … докт. пед. наук / А.М. Дикунов. – М., 1971. – 42 с.
  3. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей / Е.П. Ильин. – В кн.: Психомоторика. – Л., 1976. –С. 128–133.
  4. Коссов Б.Б. Познавательные процессы у спортсменов. Сенсорная основа спор­тивного мастерства / Б.Б. Коссов. – М.: ВНИИФК, 1973. – 78 с.
  5. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. – Л.: Медицина, 1984. – 216 с.
  6. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.
  7. Марков К.К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: дис. … докт. пед. наук / К.К. Марков. – М., 2001. – 370 с.
  8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для ву­зов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
  9. Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов / В.П. Озеров. – Кишинев: Штиинца, 1983. – 140 с.
  10. Платонов В.Н. Подготовка юного спортсмена / В.Н. Платонов, К.П. Сахновский. – Киев: Рад. шк., 1988. – 288 с.
  11. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена / Е.Н. Сурков. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 125 с.
  12. Урузаева В.А. О зрительном различении основных форм траектории движения / В.А. Урузаева // Восприятие пространства и времени. – Л., 1969. – С. 124.

Информация для связи с автором: lebedinskiy@istu.edu

Поступила в редакцию 24.03.2014 г.