Современный спортивный менеджер: кто он?

ˑ: 

Продолжающийся рост спортивной индустрии и интерес к ней со стороны общественных бизнес-структур обуславливают необходимость совершенствования профессиональной подготовки современных спортивных менеджеров. Уже сейчас специалисты сталкиваются с проблемой развития технологий, спортивной этики, социальной ответственности в сфере физической культуры и спорта. Поэтому важно понять, что представляет собой спортивный менеджмент, каким должен быть специалист, решающий вопросы организации и управления спортивной отраслью, каков его функционал?
В современной науке под «менеджментом» принято понимать процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, организациями в условиях рыночной экономики. Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей и реализацию управленческих задач в рамках спортивной организации путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов.
Менеджмент в спорте – это знания, умения и навыки эффективного управления организациями спортивной отрасли и межотраслевых комплексов предприятий. Исторически в России сложилось так, что управлением в спорте занимаются тренеры, инструкторы, методисты, которые совмещают основную работу с обязанностями руководителя клубом, спортивным обществом, федерацией, несмотря на то, что их должностные инструкции не предусматривают выполнения ими таких функций. Однако, как показывают современные исследования, функционал современного спортивного менеджера предусматривает выполнение таких специфических обязанностей, как формирование бюджета спортивной организации, управление персоналом, разработка маркетинговой стратегии, PR-продвижение, привлечение спонсоров, партнеров и инвесторов, а также работу с болельщиками и волонтерами. Широкий круг компетенций спортивного менеджера требует специального профессионального образования, охватывающего подготовку в юридической, финансовой, экономической и других междисциплинарных сферах деятельности.
Анализ работ ведущих специалистов в области спортивного менеджмента позволил выделить основополагающие принципы построения концепции подготовки менеджера спортивной организации. Вариативность методов обучения предполагает построение гибкого учебного процесса с учетом многообразия направлений будущей профессиональной деятельности в соответствии с изменяющимися потребностями отраслевого рынка труда.
В свою очередь принцип вариативности ориентирован на реализацию возможности свободного выбора будущими спортивными менеджерами образовательных программ посредством проектирования индивидуальной образовательной траектории.
Принцип прогностичности тесно связан с получением опережающей информации о развитии спортивной отрасли, умением прогнозирования социальных процессов, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Подготовка будущего спортивного менеджера предполагает учет принципа преемственности в системе образования, реализующегося путем сохранения, углубления, расширения целей и задач обучения на каждом этапе профессионального становления.
Опираясь на принципы подготовки современного менеджера, можно представить компетентностную модель будущего специалиста:
мировоззренческая компетенция – четкая управленческая позиция, умение определять стратегические цели организации, создавать позитивный психологический климат в коллективе;
деловая компетенция – профессиональные знания, опыт работы, предприимчивость, умение рисковать, культура профессионального общения;
административные компетенции – навыки контроля выполнения функционала подчиненных, умение оптимизировать рабочее время, эффективно использовать трудовые ресурсы;
личностные качества – предрасположенность к лидерству, уважение к людям, внутренняя свобода, обязательность, умение устанавливать межличностные отношения, чувство юмора.
Таким образом, современные экономические условия требуют от спортивных менеджеров формирования и развития способностей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, относиться к делу творчески, быть хорошо информированным, а также восприимчивым к инновационным изменениям, уметь эффективно использовать ресурсы для функционирования спортивной организации.
В первой статье «Перспективы» авторы из Нижнего Новгорода профессор В. Г. Кузьмин, доцент Ю. А. Бахарев, к. э.н. Е. А. Орлова и Н. В. Иванов обратились к проблеме определения критериев профессионализма менеджера спортивной организации. В ходе анкетирования выявлены значимые профессиональные качества спортивного руководителя: умение отстаивать интересы организации; извлекать экономическую выгоду для целей организации; зарабатывать на рынке спортивных товаров и услуг; повышать трудовую мотивацию членов коллектива. Сравнительный анализ мнений работников и руководителей спортивных организаций по выявлению требований, являющихся слагаемыми профессиональной характеристики спортивного руководителя, показал, что профессиональный портрет спортивного руководителя должен отражать следующие позиции: соответствие профессиональных качеств новым задачам, организаторские способности, наличие авторитета, общительность и умение разбираться в людях, самодисциплина, ответственность и самостоятельность.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что современный спортивный менеджер представляет собой синергетическую структуру личностных качеств и профессионализма, основанную на интеграции результатов специального образования, социализации, практических навыков и психологических особенностей.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск инновационных подходов в совершенствовании технологий профессионального образования в области спортивного менеджмента.
 
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева