Факторы изменчивости показателей комплексной физической подготовленности студентов

ˑ: 

Кандидат социологических наук, доцент Э.А. Аленуров1
Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов1
Е.С. Куманцова2
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Доронцев3
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва
3Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Цель исследования – определить величины вкладов различных факторов в изменчивости показателей комплексной физической подготовленности студентов вуза.
Методика и организация исследования. В статье использовались методики определения типов телосложения, сформированности навыков здорового образа жизни, гармоничности физического развития, соматического здоровья и комплексной физической подготовленности: бег на 100 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3x10 м, наклон туловища вперед, бег на 3000 м
(женщины – 2000 м). Исследование проводилось в сентябре-октябре 2019 г. в РГСУ, в котором приняло участие 349 студентов.
Результаты исследования и выводы. Материалы исследования позволили определить величины вкладов различных факторов в изменчивость показателей комплексной физической подготовленности студентов вузов. Наибольшее влияние оказывали такие факторы, как тип телосложения, медицинская группа, соматическое здоровье. Это дает основание для дифференцирования оценочных показателей комплексной физической подготовленности студентов вуза с учетом данных факторов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что традиционный обобщенный способ оценивания показателей комплексной физической подготовленности студентов вузов не объективен и требует учета рассматриваемых факторов.

Ключевые слова: значимость факторов, комплексная физическая подготовленность, тип телосложения, здоровье, навыки здорового образа жизни, физическое развитие.

Литература

  1. Карпов, В.Ю. Мониторинг эффективности развития физической культуры и спорта в субьектах Российской Федерации / В.Ю. Карпов, В.А. Кудинова, А.И. Сесёлкин, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 3. – С. 56.
  2. Кудинова, В.А. Мониторинг качества физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации (на примере Волгоградской области): монография / В.А. Кудинова. – Волгоград: ВолГАУ, 2014. – 188 с.
  3. Кудинова, В.А. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 7. – С. 61–63.
  4. Кудинова, В.А. Эффективность деятельности физкультурных кадров в субъектах Российской Федерации / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, Р.В. Козьяков // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 14–16.
  5. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебник / Л.И. Лубышева. – М.: Академия, 2015. – 272 с.