Развитие когнитивных и креативных способностей студентов факультета физической культуры в условиях обучения сложнокоординационным физическим упражнениям

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.П. Матвеев1, 2
Аспирант Наюф Гайдаа Хайдер1
Кандидат технических наук А.Н. Корольков1
1Московский государственный, областной университет, Мытищи
2Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва

Цель исследования – выявить влияние «оперативно-круговой информационной модели» обучения физическим упражнениям на развитие креативных и когнитивных способностей будущих учителей физической культуры.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе Московского государственного областного университета (МГОУ) в период с 2018 по 2021 г. К участию в исследовании привлекались 24 студента (юноши и девушки) факультета физической культуры, обучавшиеся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль подготовки – физическая культура). Методика основывалась на оперативно-круговой информационной модели обучения и отработана на сравнении техники выполнения нового разучиваемого упражнения с техникой эталонного образца.
Результаты исследования и выводы. Структурно организованная методика, включающая в себя блоки физической, технической и технологической подготовки, позволяет за период обучения со 2-го по 4-й семестр улучшить показатели когнитивных способностей студентов от 22 до 41 %, а креативных – от 19% до 51 %. За период эксперимента креативный потенциал у студентов экспериментальной группы улучшился в среднем с 47.9±0.98 до 67.4±2.13 (≤0.05).

Ключевые слова: креативные способности, когнитивные способности, сложнокоординационные физические упражнения, будущие учителя физической культуры, оперативно-круговая информационная модель обучения.

Литература

  1. Галактионов, И.В. Психология творческой деятельности: структура, этапы, механизмы, методы исследования: учеб. пособие / И.В. Галактионов. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. – 124 с.
  2. Корольков, А.Н. Критерий каменистой осыпи как критерий образования двигательных умений / А.Н. Корольков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 7 (125). – С.  100–104.
  3. Кулишенко, И.В. Подготовка педагогических кадров на факультетах физической культуры при заочной форме обучения / И.В. Кулишенко // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №  3. – С. 36–38.
  4. Мартишина, А.М. Ценностные характеристики творческого потенциала педагога /А.М. Мартишина // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – № 36. – 2012. – С. 5–14.
  5. Методика «Оперативная память» // Альманах психологических тестов. – М., 1995. – С. 89.
  6. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации /сост. и общая редакция О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. – Ижевск: Удмуртский университет, 2011. – 70 с.
  7. Пургина, Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие / Е.И. Пургина. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 275 с.
  8. Туник, Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Туник // Школьный психолог. – 2000. – № 47. – С. 56–62.