Спортивные субкультуры в контексте расширения социально-образовательного пространства физической культуры и спорта

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Э.В. Мухина1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шукаева1
Доктор педагогических наук К.Н. Ефременков1
С.А. Изместьева1
1Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Цель исследования – рассмотреть опыт изучения спортивных субкультур в контексте возможности расширения границ социально-образовательного пространства студенческой молодежи отраслевых вузов физической культуры и спорта.
Методика и организация исследования. Для обоснования актуальности рассматриваемой проблемы проведен комплексный анализ научно-исследовательской и научно-методической литературы. Полученный теоретический материал сопоставлялся с данными письменного опроса учащихся бакалавриата и магистратуры Смоленского государственного университета спорта. В опросном исследовании, предметом которого стало подтверждение выявленной тенденции популяризации в студенческой среде спортивных субкультур, приняли участие 92 респондента.
Результаты исследования и выводы. Выявлены: причины, стимулирующие интерес студенческой молодежи отраслевого вуза к проблематике развития спортивных субкультур; личностные предпочтения и ожидания респондентов относительно включенности в специфические субкультурные среды; составляющие эмоционального отклика, вызванного у молодежи конкретными видами субкультур; осознание участниками опроса степени травмоопасности отдельных направлений спортивных субкультур. Отмечено, что одними из наиболее известных в студенческой среде спортивных субкультур можно считать: сноубордизм, серфинг, воркаут, фрисби, дайвинг. Исследованием подчеркнуто, что тенденция к росту популярности спортивных субкультур в среде студенческой молодежи тесно взаимосвязана с другими масштабными социальными трендами, такими как массовая спортизация и повышение социальной значимости спорта в современном мире.

Ключевые слова: спортивные субкультуры, пространство физической культуры и спорта, студенческая молодежь, вузы физической культуры.

Литература

  1. Зуев, В.Н. Ценностные ориентации молодежи при выборе спортивных субкультур экстремальной направленности / В.Н. Зуев В.А. Иванов // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 12. – С. 14-16.
  2. Кузнецов, А.В. Воркаут – современное средство развития силовых способностей / А.В.Кузнецов // Вестник Ярославского высшего воздушного училища противовоздушной обороны. – 2021. – № 2 (13). – С. 82-85.
  3. Лубышева, Л.И. Концепция спортизации: культурологический вектор развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 6. – С. 99.
  4. Лубышева, Л.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 2 – С. 2-6.