Система психологической помощи в самореализации личности спортсмена: отечественный и зарубежный подход

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент С.В. Соколовская1, 4
Кандидат психологических наук, доцент Л.Г. Уляева2, 4
Кандидат педагогических наук Г.Г. Уляева2, 3, 4
Кандидат экономических наук Е.А. Орлова1
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
2Московский государственный университет спорта и туризма, Москва
3Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва
4Ассоциация спортивных психологов, Москва

Цель исследования – изучение отечественных и зарубежных подходов к системе психологической помощи в самореализации личности спортсмена на этапах многолетней спортивной подготовки.
Методика и организация исследования. Проведено изучение особенностей системы психологической поддержки в самореализации личности спортсмена путем теоретического анализа научных, методических и практических публикаций опыта работы спортивных психологов, изучения веб-ресурсов устройства системы психологической помощи на примере таких ведущих стран, как Россия, США, Германия, Великобритания, Италия, Канада, Япония.
Результаты исследования и выводы. По сравнению с Россией, за рубежом спортсменам, родителям и тренерам более доступна профессиональная поддержка со стороны спортивного психолога. Они имеют возможность выбрать для себя того специалиста, который наиболее интересен, например, по образованию и компетентности в вопросах психологии спорта.
Для решения обозначенных проблем НКО «Ассоциация спортивных психологов» (АСП) разработала проект, направленный на создание системы научно-методического обеспечения профессиональной деятельности спортивных психологов, образовательной и просветительской поддержки, помощи в создании рабочих мест.

Ключевые слова: НКО «Ассоциация спортивных психологов», самореализация личности спортсмена, психологическая поддержка, психологическая помощь, отечественный и зарубежный подход.

Литература

  1. Ловягина, А.Е. Особенности психологической помощи спортсменам в России и за рубежом / А.Е. Ловягина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 495–501.
  2. Мельник, Е.В. Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности / Е.В. Мельник, Л.Г. Уляева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – №  2 (144). – С. 298–303.
  3. Раднагуруев, Б.Б. Роль психологической поддержки в самореализации личности спортсмена / Б.Б. Раднагуруев и [др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 6. – С. 14–17.
  4. Соколовская, С.В. Теоретическая модель профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной сферы / С.В. Соколовская // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 5 (136). – С. 196–202.
  5. Усманова З.Т. Психологическая компетентность тренеров и родителей юных спортсменов / З.Т. Усманова, Л.Г. Уляева // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 7. – 2020. – С. 18.