Физиологические особенности адаптации при комбинированном подходе в организации процесса физического воспитания

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, доцент Е.Ю. Дьякова
А.Н. Захарова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Ключевые слова: лечебная физическая культура, процесс физического воспитания, адаптация организма.

Введение. В настоящее время социальные, экологические условия, демографические проблемы, интенсификация производства, затруднения в организации медицинского обслуживания населения привели к росту числа заболеваний и сокращению продолжительности жизни населения России. В наибольшей степени негативному воздействию подвержен молодой организм, как особенно чувствительный к факторам окружающей среды. Известно, что немало современных школьников находятся в состоянии предболезни или имеют определенные дисфункции систем организма [1].

Одной из важных причин такой ситуации является недостаточная двигательная активность студентов. Установлено, что успешность обучения в вузе тесно взаимосвязана c функциональным состоянием и здоровьем, так как ухудшение здоровья ведет к снижению работоспособности и повышению утомляемости [4].

С 2010 г. в Томском государственном университете были организованы группы лечебной физической культуры (ЛФК) для студентов с существенными отклонениями в здоровье. Однако использование физических упражнений с лечебной и реабилитационной целью требует тщательной дозировки физических нагрузок, строгого учета противопоказаний к занятиям с тем или иным заболеванием, учета специфики воздействия физических упражнений.

Литература

  1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова Л.Л. – М.: Владос Пресс, 2010. – 394 с.
  2. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р.М. Баевский // Вестник аритмологии. – СПб., 2001. – № 24. – С. 65–87.
  3. Березный Е.А. Практическая кардиоритмография / Е.А. Березный. – СПб.: ООО «Компания НЕО», 2008. – 93 с.
  4. Дедков Ю.Л. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем / Ю.Л. Дедков, В.А. Платонова, Е.В. Зефирова. – СПб.: СПбГУИТМО, 2008. – 96 с.
  5. Дьякова Е.Ю. Критерии оценки функционального состояния студентов групп лечебной физической культуры /Е.Ю. Дьякова, А.Н. Захарова // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 7. – С. 25-29.

Информация для связи с автором: adyakova@yandex.ru

Поступила в редакцию 25.03.2014 г.