Взаимосвязь показателей психодинамических характеристик и общей физической работоспособности студентов медицинского университета

ˑ: 

И.М. Мазикин1
Доктор медицинских наук, профессор М.М. Лапкин1
Кандидат биологических наук, доцент М.В. Акулина1
Доктор медицинских наук, доцент А.Л. Похачевский1, 2
Кандидат медицинских наук, доцент Е.А. Трутнева1
1Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, Рязань
2Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), Москва

Цель исследования – оценить характер взаимосвязей между показателями психодинамических характеристик, общей физической работоспособности и показателями базовой физической подготовленности у студентов медицинского университета.
Методика и организация исследования. В ходе эксперимента оценивалась общая физическая работоспособность 120 испытуемых мужского пола в возрасте от 18 до 23 лет, с помощью метода велоэргометрии, их психодинамические характеристики (личностная тревожность, личностная диспозиция нацеленности на достижение результативности поведения, способность к изменению поведения (пластичность) и др. с помощью психодиагностических тестов. Статистическая обработка данных проводилась с помощью непараметрических методов.
Результаты исследования и выводы. В статье показано, что у испытуемых формирование определенной физической подготовленности связано не только с показателями общей физической работоспособности, но и с определенной комбинацией психофизиологических характеристик (тревожности, эргичности, пластичности, скоростных показателей поведения, эмоциональности, а также личностных диспозиций нацеленности на результаты деятельности). Полученные факты в дальнейшем позволят описать оптимальные «психофизиологические портреты человека», способствующие формированию определенной направленности его физической подготовленности.

Ключевые слова: психодинамические характеристики, физическая подготовленность, физическая работоспособность.

Литература

  1. Каерова, Е.В. Диагностическое тестирование физической подготовленности и параметров физического здоровья студенток первого курса медицинского вуза / Е.В. Каерова, А.А. Шестёра, И.С. Степанова, Е.А. Козина // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28473 (дата обращения: 22.02.2022).
  2. Климов, В.М. Уровень физической подготовленности студентов первых-четвертых курсов, занимающихся в группах разной физкультурно-спортивной направленности / В.М. Климов, Р.И. Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 5 (33). – С. 157–168.
  3. Козина, Ж.Л. Особенности структуры психофизиологических возможностей и физической подготовленности студентов разных спортивных специализаций / Ж.Л. Козина, Л.И. Барыбина, Л.В. Гринь // Физическое воспитание студентов разных спортивных специализаций. – 2010. – № 5. – С. 3034.
  4. Кочергина, К.Н. Анализ уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов медицинского университета / К.Н. Кочергина, Р.А. Яскевич // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17877 (дата обращения: 22.02.2022).
  5. Ланская, О.В. Психофизиологические особенности представителей различных видов спорта / О.В. Ланская // Novainfo.RU. – 2017. – Т. 1. – № 58 – С. 167–179.
  6. Мазикин, И.М. Оценка индивидуальных психофизиологических характеристик, используемых в качестве предикторов результативности спортивной деятельности человека / И.М. Мазикин, М.М. Лапкин, Н.А. Вощинина, М.В. Акулина, Н.А. Куликова / В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Сборник материалов III научно-практической конференции студентов факультета магистерской подготовки ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры». – 2021. – С. 85-89.
  7. Овсянникова, М.А. К вопросу о повышении эффективности занятий физической культурой в вузах / М.А. Овсянникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 12 (118). – С. 159-163.
  8. Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю. Реброва. – МедиаСфера, 2002. – 70с.
  9. Солодков, А.С. Работоспособность спортсменов: ее критерии и способы коррекции / А.С. Солодков, В.А. Бухарин, Д.С. Мельников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2007. – № 3 (25). – С. 74–79.
  10. Сухинина, К.В. Корреляционные взаимосвязи между личностными характеристиками, показателями физической подготовленности у здоровых студентов и студентов с хроническими заболеваниями / К.В. Сухинина, О.Ю. Александрович, А.Ю. Колесникова, А.Н. Павлов, М.Д. Кудрявцев // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19. – № 2. – С. 69–78.
  11. Черненко, В.А. Количественная оценка показателей физической подготовленности студентов / В.А. Черненко // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 2. – С. 69–71.
  12. Яковлева, В.Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи / В.Н. Яковлева // Science Time. – 2014. – № 9. – С. 254–261.
  13. Якунина, Е.Н. Взаимосвязь уровня академической успеваемости, физической подготовленности и психофизиологического статуса студентов / Е.Н. Якунина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2012. – № 05 (5). – С. 49–51.
  14. Themanson, J.R. Fitness and action monitoring: evidence for improved cognitive flexibility in young adults / J.R. Themanson, M.B. Pontifex, C.H. Hillman // Neuroscience. 2008. Vol. 157(2). P. 319-347.