Профессионально-ориентированная модель многолетней спортивной подготовки футболистов

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент В.В. Лавриченко
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Цель исследования – теоретически обосновать этапы профессионально-ориентированной модели многолетней спортивной подготовки футболистов с позиции повышения компетентности в соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. В результате теоретического анализа изучены вопросы, касающиеся современного состояния многолетней подготовки юных спортсменов, требований к квалификации футболистов с позиции повышения компетентности в соревновательной деятельности различного уровня.
Результаты исследования и выводы. Теоретически обоснована профессионально-ориентированная модель многолетней спортивной подготовки футболистов с позиции повышения компетентности в соревновательной деятельности. В работе показано, что профессионализация игрока проходит по определенным стадиям и обуславливается тремя этапами становления спортивного мастерства, связанными с повышением конкурентоспособности в различных условиях соревновательной деятельности: 1) базовый этап; 2) предпрофессиональный этап; 3) профессиональный этап. Компетентность футболиста проявляется: на базовом этапе в официальных соревнованиях юношей регионального и всероссийского уровней в действиях игрока на футбольном поле в амплуа, соответствующем его способностям (стадия профессиональной ориентации); на предпрофессиональном этапе – в международных соревнованиях в действиях в различных амплуа, где проявляется одаренность игрока (стадия профессиональной универсализации); на профессиональном этапе – в оптимальном амплуа для наиболее эффективного выполнения своих трудовых функций в составе взрослой профессиональной команды (стадия профессиональной специализации).

Ключевые слова: многолетняя спортивная подготовка, футболисты, профессионально-ориентированная модель, компетентность, спортивное мас­терство, соревновательная деятельность, уровень квалификации.

Литература

  1. Лавриченко, В.В. Характеристика компетентностного подхода к обучению юных футболистов / В.В. Лавриченко, А.П. Золотарев, И.Н. Калинина // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – Т. 5. – № 2. – DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_5.
  2. Лавриченко, В.В. Эффективность контекстуального подхода к оценке индивидуальных действий высококвалифицированных футболистов, участвующих в различных европейских соревнованиях / В.В. Лавриченко // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2021. – № 4. – С. 50–54.
  3. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М., Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
  4. Поли, Р. Глобализация спорта (на материале футбола) / Р. Поли // Наука в олимпийском спорте. – 2019. – № 4. – С. 46–55.
  5. Положение Российского футбольного союза об аттестации футбольных школ и футбольных академий. Утверждено постановлением исполкома общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» № 187/6 от 11 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://static.rfs.ru/documents/1/5cda8d4a331e4.pdf (дата обращения: 21.03.2020).
  6. Профессиональный стандарт «Спортсмен». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 194н. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/05.001-sportsmen.html. (дата обращения: 23.01.2020).
  7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://deti.rkomi.ru /content/ 6292 (дата обращения: 11.02.2018).
  8. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «футбол». Утвержден приказом Минспорта России от 25 октября 2019 года № 880 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/563677665 (дата обращения: 14.06.2020).
  9. Чермит К.Д. Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи / К.Д. Чермит, С.Н. Бегидова, А.Б. Бгуашев и др. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп: АГУ. – 2014. – Вып. 4 (146). – С. 146-154.