Телосложение как фактор индивидуализации занятий по физической культуре студентов вузов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Бушма1
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова2, 3
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова4
И.Л. Бондарчук1
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова, филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
4Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – разработка и апробация средств физической культуры в интересах повышения уровня физической подготовленности студентов в зависимости от типа телосложения.
Методика и организация исследования. Разработка проводилась на базе трех вузов в период с 2020 по 2021 гг. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В ходе работы определялись показатели физического развития, физической подготовленности контингента и типы телосложения студентов (230 человек) по традиционной методике. Осуществлялся постоянный мониторинг показателей физической подготовленности, посещаемости занятий и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Результаты исследования и выводы. В результате разработки была обоснована и апробирована методика индивидуализации занятий по физической культуре студентов на основе учета их типологических характеристик, которая способствовала повышению уровня физической подготовленности и положительно сказалась на эффективности процесса. Результатом является выраженный эффект программы в отношении студентов гиперстенического типа, что нашло свое отражение в большем проценте удовлетворительных результатов при сдаче контрольных упражнений по сравнению с другими типологическими группами.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физическая подготовка, физическая нагрузка, тип телосложения, методика.

Литература

  1. Батурин, А.Е. Учет соматотипов студентов при выборе средств и методов физической культуры / А.Е. Батурин, В.Н. Коваленко, А.Е. Катков // Педагогический журнал, 2019. Аналитика Родис. – Т. 9. – № 3-1. – С. 103–111.
  2. Бахтина, Т.Н. Мониторинг физической формы студентов первого курса Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова / Т.Н. Бахтина, Н.С. Лешева // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М., 2021. – С. 27–32.
  3. Катков, А.Е. Методика дифференцированной тренировки студентов, имеющих низкие показатели в беге на 3000 метров / А.Е. Катков, В.Н. Коваленко, И.В. Склярова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11 (177). – С. 155–160.
  4. Лобанов, Ю.Я. Методика подготовки студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению нормативов ВФСК ГТО / Ю.Я. Лобанов, О.В. Миронова, А.В. Токарева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 9 (151). – С. 170–174.
  5. Лобанов, Ю. Я. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156). – С. 126–130.
  6. Лобанов, Ю.Я. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156). – С. 122–126.
  7. Фофанов, А.М. Физическая подготовка курсантов вузов Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации в XXI веке [Текст] / А.М. Фофанов, В.Н. Коваленко, П.А. Котов // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. – 2020. – № 1. – СПб, ВИФК. – С. 29–33.
  8. Ярчиковская Л.В. Управление предэкзаменационным состоянием студенток средствами и методами физического воспитания / Л.В. Ярчиковская, А.В. Шаронова, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. – 2020 – № 6 – С. 29–31.