Влияние телосложения на физическую подготовленность студентов педагогического вуза

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Богданов1
Доктор биологических наук, профессор Е.Н. Комиссарова2
Доктор педагогических наук, профессор Л.Л. Ципин3
Доктор педагогических наук, профессор А.В. Самсонова3
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург
3Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – определение зависимости уровня физической подготовленности студентов-юношей педагогического вуза от показателей телосложения.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 43 студента 1-го курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в возрасте 18-20 лет, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. В качестве показателей телосложения измерялись длина и вес тела, индекс массы тела и процентное содержание жира в организме, которое рассчитывалось по стандартной методике на основе значений толщины кожно-жировых складок. Для оценки физической подготовленности использовались следующие тесты: бег на 60 и 3000 м, подтягивание на высокой перекладине, поднимание ног к перекладине из положения виса, прыжок в длину с места, наклон вперед стоя на гимнастической скамье. Тестирование и измерение показателей телосложения проводились в конце второго семестра.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что индекс массы тела у студентов соответствует норме, а процентное содержание жира в организме выше нормы (22,9±1,1%). Из этого следует, что при определении соответствия веса тела норме расчет только индекса массы тела недостаточен – необходимо также учитывать состав тела. Результаты тестов показали средний уровень физической подготовленности студентов. Показатели телосложения достоверно влияют на результаты тестов, оценивающих скоростные и силовые способности студентов. В этом случае коэффициент корреляции находится в пределах от -0,61 до 0,52, причем наибольшее влияние оказывает содержание жира в организме. Однако связь показателей телосложения с результатами тестов на выносливость, скоростно-силовые способности и гибкость оказалась недостоверной (p>0,05). Полученные закономерности могут служить основой для разработки программ по физической культуре для студентов с учетом необходимости коррекции состава тела занимающихся.

Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, телосложение, тотальные размеры тела, состав тела.

Литература

  1. Айгубов, Н.М. Физическая подготовка студентов нефизкультурного вуза средствами кикбоксинга: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Айгубов. – Шуя, 2010. – 24 с.
  2. Богданов, О.А. Изменение индекса массы тела и содержания жира в организме студентов в процессе занятий физической культурой / О.А. Богданов // Двигательная активность и здоровье учащейся молодежи: Материалы всероссийской науч.-практ. конф. «Герценовские чтения». – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 11–13.
  3. Горбаткова Е.Ю. Физическое развитие студентов высших учебных заведений г. Уфы / Е.Ю. Горбаткова, Т.Р. Зулькарнаев, У.З. Ахмадуллин и др. // Гигиена и санитария. – 2020. – Т. 99. – № 1. – С. 69–75.
  4. Дронова, Г.Н. Уровень физической подготовленности студентов I курса / Г.Н. Дронова и др. // Физическая культура студентов: матер. 57-й межвуз. науч.-метод. конф. по физ. восп. студ. высш. учеб. заведений СПб / Под науч. ред. С.С. Крючека. – СПб.: СПбГМТУ, 2008. – 360 с.
  5. Лумпова, О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М. Лумпова, М.М. Колокольцев // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 11 (часть 2). – С. 320–324.
  6. Пономарев, Г.Н. Влияние тотальных размеров тела и содержание жира в организме на показатели физической подготовленности студенток / Г.Н. Пономарев, О.А. Богданов, Л.Л. Ципин // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 10. – С. 15–18.
  7. Пономарев, О.И. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и режимом питания студентов первого курса / О.И. Пономарев, П.П. Сиващенко // Известия Российской военно-медицинской академии. – 2020. – Т. 39. – № 2. – С. 192–194.
  8. Самсонова, А.В. Морфобиомеханические предпосылки индивидуализации занятий оздоровительными физическими упражнениями / А.В. Самсонова, Е.Н. Комиссарова, Л.Л. Ципин // Здоровье, как национальное достояние: коллективная монография. – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2010. – С.  385–442.
  9. Физическая культура: примерная программа для высших учебных заведений / Сост.: В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. – М.: ГНИИ ИТТ «Информатика», 2000. – 72 с.