Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей-логопатов в условиях инклюзивного образования

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Андреев1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова2
Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов2
Кандидат педагогических наук, профессор Ю.В. Болтиков2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан
2Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Цель исследования – разработать и апробировать методику коррекции двигательной подготовленности и речевого недоразвития детей-логопатов 7-9 лет в условиях инклюзивного образования.
Методика и организация исследования. Экспериментальной базой явились МБОУ «СОШ №50» г. Абазы и МБОУ «СОШ №18» г. Абакана, реализующие инклюзивный образовательный процесс. В исследовании приняли участие 18 детей семи-девяти лет с тяжелыми речевыми нарушениями, распределенных в контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Методика направлена на комплексную коррекцию отстающих двигательных способностей и устранение недостатков речевого развития, основана на целостном взаимодействии специалиста по адаптивной физической культуре и дефектолога-логопеда. На инклюзивных практических занятиях акцентировалось внимание на распределение двигательной и речевой нагрузки, правильного дыхательного акта в процессе выполнения конкретного упражнения. Для определения эффективности экспериментальной методики использовались тесты психической и физической подготовленности (ФП).
Результаты исследования и выводы. Систематизация полученных показателей и их математическая обработка позволили определить достоверные изменения в исследуемых группах, которые явились положительными, однако, в экспериментальной группе прирост развития двигательных способностей оказался более значительным. Внедрение в учебный процесс разработанной методики позволило повысить показатели основных двигательных способностей до уровня сверстников и способствовало коррекции нарушений речи.

Ключевые слова: дети-логопаты, адаптивная физическая культура, двигательная подготовленность, речевое развитие, инклюзивное физическое воспитание.

Литература

  1. Андреев В.В. Использование средств ритмической гимнастики при коррекции звукопроизношения / В.В. Андреев, Н.А. Шурышев, О.А. Андреева // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 3. – С. 24–26.
  2. Елисеева М.Б. «Нормальные» ошибки в речи детей раннего возраста / М.Б. Елисеева, А.Е. Князев // Практическая психология и логопедия. – Липецк. – 2006. – № 1 (18). – С. 3–8.
  3. Парфенова Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спортивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 1. – С. 13.
  4. Смирнова Е.Ю. Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушением речевой функции средствами коррекционно-развивающей физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Ю. Смирнова. – М., 2005. – 22 с.
  5. Солодова М.Д. Физкультурно-речевые занятия на основе здоровьесберегающих технологий / М.Д. Солодова, Е.Н. Голяйкина // Инструктор по физкультуре. – 2014. – № 8. – С. 66–69.