Готовность подростков к самосохранению здоровья в информационном образовательном пространстве

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Капалыгина1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина2
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков2, 3
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина2
1Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Гродно
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
3Белгородский юридический институт Министерства Внутренних Дел России имени И.Д. Путилина, Белгород

Цель исследования – выявление уровня готовности школьников к сохранению здоровья в информационно-образовательном пространстве.
Методика и организация исследования. Педагогическое исследование (констатирующий этап) проводилось на базе школ г. Гродно (Республика Беларусь), в котором приняли участие 324 школьника, в возрасте 14-15 лет. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных; эмпирические методы (опрос, анкетирование); методы математической статистики (корреляционный анализ).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ самооценки уровня готовности обучающихся 14-15 лет к самосохранению здоровья (когнитивный и деятельностный компоненты) в информационно-образовательном пространстве свидетельствует о наличии серьезных проблем. А именно: недостаточный уровень сформированности знаний об информационной гигиене, безопасности, здоровой речевой среде имеют более половины подростков. Неготовность к осуществлению осмысленных действий по использованию знаний о сохранении здоровья подтверждают 2/3 респондентов. При этом установлены корреляционные связи между когнитивным и деятельностным компонентом, которые свидетельствуют о влиянии уровня знаний в области сохранения здоровья, информационной гигиены и безопасности на дальнейшее поведение подростков в информационном образовательном пространстве.

Ключевые слова: здоровье, информационно-образовательное пространство, подростки, готовность, информационная гигиена, информационная безопасность.

Литература

  1. Богданова Д.А. Дружественный интернет: каким его видят британские школьники / Д.А. Богданова, Н.В. Бровка // Информатика и образование. – 2017. – № 10 (289). – С. 54‑59.
  2. Информационно-психологическая и когнитивная безопасность. Коллективная монография / Под ред. И.Ф. Кефели, Р.М. Юсупова. ИД «Петрополис», Санкт-Петербург, 2017. – 300 с.
  3. Капалыгина И.И. Становление человека: нравственные ценности в контексте личностного здоровья / И.И. Капалыгина // Народная асвета. – 2013. – № 7. – С. 51–54.
  4. Левушкин С.П. Использование компьютерных технологий в физическом воспитании школьников / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 1. –С. 49–51.
  5. Сафронова А.Н. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья / А.Н. Сафронова, Н.О. Вербицкая, Н.А. Молчанов // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (дата обращения: 29.01.2022).
  6. Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Voloshina, I.G., & Usatov A.N. (2019). Main directions digitalization in the higher education in the world and Russia (based on the example of physical culture and sports). Universal Journal of Educational Research, 7(10B): 47-52. DOI: 10.13189 / ujer.2019.07181
  7. Millan Ghisleri, E., & Caro Samada, C. (2021). Prevención de la violencia y el acoso en la red en adolescentes: estrategias familiares de crecimiento personal. Teoría De La Educación. Revista Interuniversitaria, 34(1), 105–124. https://doi.org/10.14201/teri.26157.
  8. Segers E. and Kleemans T. (2020) The Impact of the Digital Home Environment on Kindergartners’ Language and Early Literacy. Front. Psychol. 11:538584. doi: 10.3389/fpsyg.2020.538584.