Профилактический потенциал развития резильентности несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Быстрова1
Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Дереча1
Доктор педагогических наук, профессор О.А. Селиванова2
1Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, Тюмень
2Тюменский государственный университет, Тюмень

Цель исследования – выявить ключевые направления программных мероприятий профилактики деструктивной активности несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта.
Методика и организация исследования. В научной работе обосновано понятие резильентности и его сущностных характеристик. Также раскрыто содержание модельной программы развивающих занятий с подростками, направленных на развитие резильентности (жизнестойкости), которая внедрена в работу ряда учреждений сферы спорта и физической культуры Юга Тюменской области (г. Ишим, г. Нижневартовск (ХМАО), Сладковский, Юргинский, Абатский, Ишимский и др. районы).
Результаты исследования и выводы. В качестве ключевых направлений модельной программы развития резильентности определены следующие: социально-психологическое, социально-педагогическое, социально-медицинское, социально-правовое. Программа рассматривается как успешный пример реализации мероприятий, помогающих юным спортсменам и участникам занятий физической культурой приобретать навыки жизнестойкого поведения, позволяющие снизить перспективы обращения к деструктивным формам активности.

Ключевые слова: резильентность, жизнестойкость, устойчивость, деструктивная активность, профилактика, профилактический потенциал занятий физической культурой и спортом.

Литература

  1. Байер Е.А. Жизнестойкость детей-сирот как качество личности выпускника детского дома / Е.А. Байер // Теория и практика физ. культуры. 2011. – № 5. – С. 45–49.
  2. Быстрова Н.В. Влияние уровня жизнестойкости подростков на степень выраженности личностных качеств / Н.В. Быстрова, Т.С. Мамонтова // https://research-journal.org/psycology/vliyanie-urovnya-zhiznestojkosti-....
  3. Приказ Минздрава России от 15.01.2020 г. № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». – URL file:///C:/Users/User/Downloads/H&W_Strategy_15Jan2020%20(1).pdf.
  4. Селиванова О.А. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы / О.А. Селиванова, Н.В. Быстрова, И.И. Дереча и др. // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 3. – С. 72 –83.