Влияние проведения крупных спортивных соревнований на бренд государства (на примере олимпийских игр в Сочи и чемпионата мира по футболу в России)

ˑ: 

Доктор политических наук, профессор Н.Ю. Маркушина1
Н.Л. Парфенёнок1
Аспирант Э.Ф. Аскерова1
Аспирант Д.З. Бахшиев1
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – определить влияние крупных спортивных соревнований на бренд государства на примере олимпийских игр в Сочи и чемпионата мира по футболу в России.
Методика и организация исследования. При написании статьи использовался сравнительный анализ рейтингов брендов государств, отчетов туристического и инвестиционного рынка, а также был проведен кейс-стади на основе отчетов о проведении двух крупных спортивных соревнований в России.
Результаты исследования и выводы. Отметив улучшение позиций Российской Федерации в рейтинге национальных брендов после проведения крупных соревнований, в статье выделяются следующие факторы продвижения бренда государства: визит первых лиц государств в ходе соревнований и проведение встреч на высшем уровне (что было особенно значимо для Российской Федерации в ходе чемпионата мира по футболу с учетом сохранения санкционного режима и весьма ограниченными визитами большинства европейских лидеров в Россию), привлечение внебюджетных инвестиций и рост экономики, развитие целого ряда элементов инфраструктуры, адаптация туристического сектора согласно современным международных требованиями и стандартам, а также значительно возрастающий туристический поток, а следовательно и знакомство с национальной историей, культурой и традициями. Данные критерии являются универсальными для анализа успешного влияния проведения крупных спортивных соревнований и могут использоваться для анализа эволюции бренда любого государства.

Ключевые слова: спортивная дипломатия, национальный брендинг, олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, мягкая сила, спектральная сила.

Литература

  1. Весь мир – в одном Сочи: высокие гости и лидеры мировых держав // Вести 8 февраля 2014. – URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=1262305 (дата обращения: 20 апреля 2020).
  2. Козак Д.: прибыль от Олимпиады в Сочи составила 1,5 млрд руб­лей // Коммерсант 24.03.2014. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2437184 (дата обращения: 20 апреля 2020).
  3. Маркушина Н.Ю. Ценностные ориентиры современного спорта / Н.Ю. Маркушина, О.Л. Церпицкая, Н.Г. Заславская и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 93–95.
  4. Ростуризм подвел туристические итоги чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России // Федеральное агентство по туризму. – URL: https://www.russiatourism.ru/news/15818/ (дата обращения: 20 апреля 2020).
  5. Стало известно, какие иностранные лидеры посетят открытие ЧМ-2018 // Взгляд 13 июня 2018. – URL: https://vz.ru/news/2018/6/13/927514.html (дата обращения: 20 апреля 2020).
  6. Футбол с большой дороги // Коммерсант 27.04.2018. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3614762 (дата обращения: 20 апреля 2020).