Формирование социальной устойчивости курсантов средствами ускоренного передвижения и легкой атлетики

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Тыщенко1
Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Титаренко1
Доктор педагогических наук, профессор М.Т. Лобжа2, 3
1Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург
2Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения им. Александра I, Санкт-Петербург

Цель исследования – провести апробацию педагогических условий, направленных на повышение уровня социальной устойчивости и воспитание потребности ценностного отношения курсантов к занятиям физической подготовкой, в начальном периоде обучения.
Методика и организация исследования. В работе представлена методика воспитания социальной устойчивости курсантов в процессе тренировки и сдачи упражнений ускоренного передвижения на этапе начального обучения в вузах МЧС России. Педагогическая особенность данной методики заключается в создании напряженных ситуаций и проявлении в них особенностей социальной устойчивости поведения курсантов.
Результаты исследования и выводы. Целенаправленное применение командно-соревновательного метода улучшает взаимоотношения курсантов в процессе обучения, что даст положительные результаты в освоении теоретических и практических дисциплин программы обучения в вузе.
Основной педагогической задачей формирования социальной устойчивости курсантов является обеспечение оптимальной регуляции уровня физической нагрузки, обуславливающей адекватные нервно-психические напряжения в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социальная устойчивость, профессиональная подготовка, ценностные ориентации, физическая подготовка, межличностное взаимодействие, стрессовые ситуации, функциональные способности, метод.

Литература

  1. Бортнев Д.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожарно-технического училища: дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2005. – 163 с.
  2. Берсенев М.В. Формирование социальной устойчивости личности студентов в условиях вуза / М.В. Берсенев, В.И. Зиновьева, М.П. Шульмин. – Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. – 2016. – С. 113.
  3. Гавриленко Е.С. Дифференцированная методика физической подготовки спасателей МЧС в условиях Дальневосточного региона России: дис. ... канд. пед. наук / Е.С. Гавриленко. – Хабаровск, 2007. – 159 с.
  4. Динаев Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки в вузах пожарно-технического профиля: дис. ... канд. пед. наук / Б.М. Динаев. – Шуя, 2009. – 159 с.
  5. Муравицкий А.И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки: дис. ... канд. пед. наук / А.И. Муравицкий. – Смоленск, 2004. – 127 с.
  6. Николаев С.В. Педагогические основы социализации военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. … докт. пед. наук / С.В. Николаев. СПб., 2002.
  7. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии / Ю.П. Платонов. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004. – С. 564.
  8. Резник С.Д. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость: монография / С.Д. Резник, М.В. Черниховская. – М.: ИНФРА, 2019. – С. 241.
  9. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л.Ю. Сироткин. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1992. – С. 3.