Современные фитнес-программы и дыхательные практики в поддержании умственной работоспособности будущих специалистов таможенной службы

ˑ: 

Кандидат юридических наук, доцент А.В. Семенов1
Кандидат педагогических наук, доцент К.П. Бакешин1
Кандидат педагогических наук, доцент И.С. Москаленко2
Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Дудус1
1Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – обосновать и проверить эффективность методики физической подготовки, построенной на основе современных фитнес-программ и дыхательных программ для поддержания умственной работоспособности будущих специалистов таможенной службы.
Методика и организация исследования. В научном эксперименте приняли участие 50 обучающихся Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. В рамках исследования изучалось влияние регулярных занятий физической культурой с использованием комплексов упражнений из современных фитнес-программ (пилатеса, стретчинга, BodyBalance, Flex) и дыхательных практик на умственную работоспособность занимающихся. Для оценки умственной работоспособности использовались корректурные таблицы (кольца Ландольта) и тест умственной работоспособности и стрессоустойчивости.
Результаты исследования и выводы. Анализ полученных в ходе эксперимента результатов показал динамику снижения умственного утомления после небольших нагрузок, а также возможность поддержания высокого уровня как физической, так и умственной работоспособности при регулярности и разнообразии предлагаемых физических упражнений. Установлено, что занятия по программе экспериментальной методики физической подготовки вызывают как срочный эффект, так и кумулятивный (отставленный) эффект повышения тренированности.

Ключевые слова: физическая подготовка, умственная работоспособность, таможенная служба, студенты, современные фитнес-программы, дыхательные практики.

Литература

  1. Миронова О.В. Программа тренировок для девушек-первокурсниц, осваивающих раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт» / О.В. Миронова, К.В. Булавченко, А.В. Шаронова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 12. – С. 82–84.
  2. Москаленко И.С. Методика совершенствования профессионально важных двигательных качеств будущих специалистов женского пола на основе профессиограммы / И.С. Москаленко, И.Н. Венедиктов, А.В. Шаронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 12 (202). – С. 242–247.
  3. Токарева А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 12–15.
  4. Токарева А.В. Изменение работоспособности в зависимости от способа выполнения общеразвивающих упражнений / А.В. Токарева // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 8 (28). – С. 28.
  5. Ярчиковская Л.В. Управление предэкзаменационным состоянием студенток средствами и методами физического воспитания / Л.В. Ярчиковская, А.В. Шаронова, О.Н. Устинова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 6. – С. 29–31. 
  6. Ярчиковская Л.В. Место дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах / Л.В. Ярчиковская, Т.Е. Коваль, С.М. Лукина и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 10. – С. 35–37.